Учебно-дидактическая игра и игровые формы как средство развития познавательной активности на уроках кубановедения в начальной школе
Современный образовательный процесс, в рамках новых стандартов, немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся. Проблема формирования познавательной активности младших школьников в процессе обучения является одной из важнейших в современной педагогической науке, т.к. от её разрешения во многом зависит повышение качества обучения, мотивация обучающихся к достижению учебных и творческих результатов. Учебная деятельность является ведущей для младшего школьника и для него по-прежнему сохраняет свою актуальность ведущая деятельность дошкольного периода – игра. Познавательную активность психологи и педагоги изучают с различных сторон, но любое исследование рассматривает её как часть общей проблемы воспитания и развития. Сущность игры как ведущего вида деятельности, указывает С.Л. Рубинштейн, заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра, по его мнению, имеет историческую, а не биологическую природу. В ней отображается история человечества со всеми её сильными и слабыми сторонами. Поэтому, игру можно рассматривать как элемент передачи из поколения в поколение накопленного историко-культурного опыта и традиций и по этой причине активно использовать в процессе обучения. Вместе с тем при использовании игры в начальной школе на уроках кубановедения необходимо помнить, что у учащихся 1-2 классов игра всегда протекает с использованием каких-либо атрибутов, предметов. Но она (игра) реже встречаются в 3-4 классах, так как в этом возрасте у младших школьников начинает развиваться тот вид воображения, который называется вербально-мыслительным воображением и составляет новый этап в развитии ребенка», пишет в своей работе А.Г. Рузская. Именно игровая деятельность способна плавно приучить ребенка к новой социальной роли школьника. Поэтому педагогу необходимо применять в педагогическом процессе игровые формы, методы, технологии, особенно на начальных этапах обучения
Содержание
1.Литературный обзор……………………………………………………
1.1.История темы педагогического опыта в педагогике…………….3-5
1.2.История изучения темы педагогического опыта в
образовательном учреждении и муниципальном образовании..……6
1.3.Основные понятия, термины в описании педагогического
опыта.…………………………………………………………….……..7
2.Психолого-педагогический портрет группы воспитанников,
являющихся базой для формирования представляемого
педагогического опыта……………………………………………….8-9
3.Педагогический опыт
3.1.Описание основных методов и методик, исполъзуемых в
представленном педагогическом опыте……………………………10-16
3.2.Актуальность……………………………………………………...17
3.3.Научность………………………………………………………….18
3.4.Результативность ………………………………………………..19-20
3.5.Новизна……………………………………………………………21
3.6.Технологичность……………………………………………….....22
3.7.Описание основных методов и методик,используемых в
представляемом педагогическом опыте…………………………….23
Список используемой литературы и интернет-ресурсов:
1.Богаченко Е.А. Игра как современный метод воспитания / Е.А. Богаченко // Начальная школа. – 2010 – № 6. – С. 16-19.
2.Братанов Т.А. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками / Т.А. Братанов // Начальная школа. – 2008 – № 5. – С. 41-43.
3.Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. – 384 с.
4.Котельникова Е.А. Использование дидактической игры при обучении орфографии / Е.А. Котельникова, Л.А. Фролова // Начальная школа. – 2009 – № 10. – С. 30-32.
5.Кульневич С.В. Современный урок: научно-практическое пособие / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. – Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2005. – Ч. 2. – 288 с.
6.Педагогические технологии: учеб. пособие / Авт.-сост. Т.П. Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.
7. Педагогический энциклопедический словарь // Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.
8. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: учебник для студентов пед. уч-щ и колледжей / И.П. Подласый. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 463 с. 64 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ
9.Пылаева В.С. Дидактические идеи К.Д. Ушинского в современной начальной школе / В.С. Пылаева // Начальная школа. – 2008 – № 7. – С. 4-8.
10.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебник / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2009. – 713 с.
11.Рузская А.Г. Некоторые особенности воображения младшего школьника // В кн.: Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: учеб. пособие / Сост. И.В. Дубровская, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – С. 147-150.
12.Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т.С. Паниной. – М.: Академия, 2008. – 176 с.
13.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – Москва, 1998.
Использование презентаций позволяет решить проблему наглядности, даёт возможность создавать и использовать разнообразные карты, рисунки, фотографии, портреты исторических деятелей, опорные схемы, таблицы. Презентация позволяет частично заменить использование традиционных способов и методик обучения: записей на доске, учебных текстов, рабочих тетрадей, карточек для самостоятельной работы ученика. В презентации могут быть использованы уже готовые, например, дидактические игры с познавательным содержанием или игровые оболочки готового учебного материала. Игровые оболочки можно создать для одного урока, отдельной темы, дисциплины на протяжении длительного времени. Игровые оболочки чаще всего ограничены рамками урока, но могут продолжаться и несколько дольше. К примеру, в начальной школе такая игра может охватывать весь учебный день. Используя в образовательном процессе различные игры и игровые технологии,обратила внимание, что детям нравятся игры-путешествия. В основе технологии игры-путешествия лежит технология коллективной творческой деятельности по Игорю Петровичу Иванову. И. П. Иванов -преемник педагогического наследия А. С. Макаренко и его последователь. Игра-путешествие - это занимательный познавательный турнир-викторина, состоящий из ряда этапов (станций), по которым путешествуют участники игры в определенной последовательности.На каждом этапе(станции) предлагается участникам игры комплекс вопросов, заданий в соответствии с темой игры. В игре участвуют команды (экипажи) численностью 5-10 человек. Каждая станция должна быть непохожа на другую: на них должны присутствовать разные виды заданий, предлагаться разные способы их выполнения – коллективная деятельность, индивидуальные задания, игры, танцы, песни и др. Часто, при проведении этого вида игр, используется выстраивание вокруг учебного материала игрового приключенческого сюжета . В последние годы учителя все чаще пытаются обогатить и разнообразить учебное содержание уроков кубановедения, используя именно этот прием. Игра-путешествие применима для детей любого возраста, так как, во-первых, присутствует интересный сюжет; во-вторых, ребята могут "путешествовать" на различных видах транспорта, с маршрутными картами и т.д.; в-третьих, в целом содержание станций расширяет кругозор, пополняет его знаниями из различных областей, обогащает знакомством с разнообразными видами деятельности.