Портретный очерк: особенности жанра и специфика создания (на примере авторского проекта «мой абхазский сосед»)
ВВЕДЕНИЕ
Особое место в системе жанров документалистики занимает портретный очерк. Этот жанр сфокусирован на образе героя, соответственно его главная задача - раскрыть личность, истоки его движущей силы, его характер. Интерес к жанру портретного очерка обусловлен интересом к человеку, как к личности. Основная задача жанра заключается в наиболее полном изображении всевозможных сторон человеческой натуры и внутреннего мира человека. Для этой цели может быть использован широкий арсенал инструментов как художественных, так и документальных, всевозможные художественные средства выразительности, которые помогают создать портрет личности, а через образ героя - портрет эпохи.
«В очерковом жанре следует признавать в центре повествования наличие не иллюстративно-статичного, а действующего, думающего, ищущего человека».
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1
1.1. История жанра портретного очерка
1.2. Типы жанра портретного очерка
1.3 Выразительные средства портретного очерка
1.4. Анализ произведений
ГЛАВА 2. СОЗДАНИЕ СОБСТВЕННОГО ПОРТРЕТНОГО ОЧЕРКА
2.1. История замысла
2.2. Подготовка к съемкам. Сценарий
2.3 Процесс съемок
2.4. Обработка исходных материалов и монтаж
2.5. Итоги
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бaгиров Э.Г. Место телевидения в системе средств массовой информации и пропаганды: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1976.
2. Беляев И.К. Спектакль без актера: записки режиссера документальных телефильмов. М., 1982
3. Богданов В., Засурский Я. Власть, зеркало или служанка? Энциклопедия жизни современной российской журналистики: в 2 т. – М., 1998.
4. Джулай Л. Н. Документальный иллюзион: Отечественный кинодокументализм — опыты социального творчества 2-е изд. доп. и перераб. – М., 2005.
5. Дзига Вертов. Статьи. Дневники. Замыслы. М.: Искусство, 1966.
6. Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения: Учеб. пособие для студентов вузов / Н.А. Голядкин. – М.: Аспект-Пресс, 2004.
7. Горюнова Художественно-выразительные средства экрана. М., 2000
8. Ким М.Н. Очерк: теория и методология жанра: Учеб. пособие. – СПб., 2000.
9. Кузнецов, Цвик, Юровский. Телевизионная журналистика. М., 2002
10. Кулешов Л.В. Искусство кино. М., 1887
Для того, чтобы определить модель выстраивая композиции, необходимо учесть главную тему произведения. Важную роль в создании документальной картины играет период до начала съемок, во время которого начинается работа над драматургическим решением и композицией будущей картины. На готовую фабулу будет опираться команда при проведении съемок. Необходимо точно сформулировать и идею фильма, то есть главную мысль, в которой содержится авторская оценка происходящих на экране событий.
К. Станиславский ввел понятие сверхзадачи – толкование автором главной задачи, ради которой фильм создается.
Современное телепроизводство обладает почти неограниченными возможностями в области аудиовизуальных средств выразительности. Сегодня даже на смартфоне можно легко снять и создать фильм.