Причины духовной деградации в романах ф.м. достоевского «преступление и наказание», «братья карамазовы»
Введение
Актуальность исследования. Актуальность настоящей темы дипломной работы заключается в том, что темы и проблемы в произведениях Ф.М. Достоевского и сегодня остаются остросовременными. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» был написан в 1866 году, а роман «Братья Карамазовы» был написан 1878-1880 годы. В этих произведениях, которые сочетают себе черты философского, психологического и криминального романов, автор описывает жизнь дворян, разночинцев, купцов (это разночинец, бывший студент юридического факультета Родион Романович Раскольников, купеческий сын Парфен Рогожин, дворяне Карамазовы и др.). Автор пытается показать несостоятельность идей, которые владели умами шестидесятников. Писатель размышляет также над проблемами милосердия, самопожертвования, гуманности законов, о нищете и пьянстве, которые являются следствием тяжелой и беспутной жизни героев.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Социально-нравственные проблемы общества и кризис мировоззрения личности как причины духовного падения в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»……………………………………6
Глава 2. Проблема безверия и утраты семейных ценностей как источник духовной деградации в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»……………………………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………….………45
Список использованной литературы……………………………………..……47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Альми И. Л.Романы Ф.М. Достоевского и поэзия: Учеб. пособие к спецкурсу. - Л., 1996. - 84 с
Альми И. Л. Статьи о поэзии и прозе: Сборник. - Владимир, 1998 – 1999. Кн. 2: (Бытование поэзии и прозы в русской классике; исследование идейного и композиц. строя рус. романа - по преимуществу романа Достоевского). - 1999. - 246 с
Анциферов Н.П. "Непостижимый город..." Душа Петербурга. Петербург Достоевского. - СПб.: Лениздат, 1991. - 333 сБурсов Б. И. Избранные работы: В двух томах. - Л.: Худож. лит.", 1992. – 640с
Белов С. В. Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание": Комментарий. - Ленинград: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1999. - 240 с
Волгин И. Л. Колеблясь над бездной. Достоевский и императорский дом. - М.: "Центр гуманит. образования", 1998. - 656 сВолгин И. Л.Родиться в России. Достоевский и современники: жизнь в документах. - М.: Книга, 1991. - 606 сВересаев В. В. Живая жизнь: О Достоевском и Л. Толстом. - М.: Политиздат, 1991. - 335 сВацуро, Н. Гея, Г. Елизаветиной; Вступ. ст., сост. и комент. К. Тюнькина. - М.: Худож. лит.", 1990. – 255с
Волгин И. Л.Романы Ф.М. Достоевского: Учеб. пособие к
спецкурсу. - Л., 1996. - 84 сВацуро, Н."Непостижимый
город..." Душа Петербурга. Петербург Достоевского. - СПб.: Лениздат, 1991. - 333 с
Вересаев В. В. Живая жизнь: О Достоевском и Л. Толстом. - М.: Политиздат, 1991. - 335 сВацуро, Н. Гея, Г. Елизаветиной; Вступ. ст., сост. и комент. К. Тюнькина. - М.: Худож. лит.", 1990. – 255с
Достоевский и русские писатели: традиции, новаторство, мастерство: Сборник статей. /Сост. В.Я. Кирпотин. - М.: Сов. писатель, 1991. - 448 с
Достоевский и современность: Тезисы выступлений на "Старорусских чтениях". - Новгород, 1989. - 109 сДостоевский Ф.М. и Православие: Сборник. /Сост. А.Н. Стрижев; Примеч. А.Н Стрижева, Н.В. Сечиной. - М.: Изд-во "Отчий дом", 1997. - 318 сДостоевский Ф.М. «Преступление и наказание». –М.: Художественная литература, 1972. -311
Это потому, что Сонино видение мира возвышенно, а Свидригайлова – низко, Родион же совершает низкое дело, но с возвышенными мотивами.
По ходу действия романа Достоевский пытается убедить своего героя в бесполезности его единичного бунта, в том, что бунт Раскольникова против бесчеловечности сам носит бесчеловечный характер. Но, я думаю, Раскольников все равно не понимает этого. Он не в состоянии отказаться от своей теории «сверхчеловека», он не только не отказывается, но и старается по ней жить. В этом проявляется его вина перед всеми, его мечта засела у него не только в уме, но и глубоко в сердце.
Родиону Раскольникову не нужны ни деньги, ни драгоценности. Все это — ничто по сравнению с возведением себя в разряд «сверхлюдей».