Влияния индивидуальных особенностей межполушарной асимметрии мозга на работоспособность обучающихся разных возрастных групп

Скачать реферат на тему: Влияния индивидуальных особенностей межполушарной асимметрии мозга на работоспособность обучающихся разных возрастных групп. В котором рассмотренаы особенности межполушарной асимметрии мозга учеников 5,9 классов.
Author image
Ekaterina
Тип
Реферат
Дата загрузки
06.11.2024
Объем файла
191 Кб
Количество страниц
17
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
400 руб.
500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение.          

Исследование физиологических механизмов восприятия информации, стиля обучения и мышления, связанных с функциональной асимметрией и специализацией полушарий мозга является актуальным.  Высокий уровень информационной нагрузки различного характера оказывает негативное влияние на процесс обучения школьников, так как современная школа нацелена на использование интерактивных форм обучения, непосредственно связанных с повышением сенсорной нагрузки и, прежде всего, зрительной. Процесс получения знаний зависит от особенностей ученика – индивидуальных характеристик его психического развития. Индивидуальность личности любого человека во многом определяется спецификой взаимодействия полушарий мозга. Функциональная асимметрия обуславливает адаптационный процесс к изменениям окружающей среды, уровню утомляемости, организации оптимальной учебной и трудовой деятельности (Бойко, 2015). Проблема исследования характеризуется тем, что большинство обучающихся не учитывают свои особенности, связанные с функциональной асимметрии мозга, поэтому испытывают трудности в усвоение программного материала. Цель работы: изучение влияния индивидуальных особенностей межполушарной асимметрии мозга на работоспособность обучающихся разных возрастных групп. Объект исследования: обучающиеся 5,9 классов.
Предмет исследования: особенности межполушарной асимметрии мозга учеников 5,9 классов.

 

Содержание
Введение 3
Основная часть 4
1.1 Функциональная асимметрия развития головного мозга как физиологическое явление 4
1.2 Особенности развития функциональной межполушарной асимметрии мозга в онтогенезе 6
1.3 Работоспособность с учетом функциональной межполушарной асимметрии мозга 6
2. Методика и результаты исследования
2.1. Методики исследования 7
2.2 Результаты исследования 9
Выводы 14
Список литературы 15
Приложения 16
 

Список литературы:
Александров, Ю. И. Научная школа «Системная психофизиология» [Текст] / Ю. И. Александров, Д. Г. Шевченко // Психологический журнал. - 2004. - № 6. - С. 93-100.
Антропова, Л. К. Функциональная асимметрия мозга и индивидуальные психофизиологические особенности человека [Текст] / Л. К. Антропова, О. О. Андронникова, В. Ю. Куликов и др. // Медицина и образование в Сибири. - 2011. - № 3. - С. 10-21.
Аскалонова, С. Б. Изучение функциональной специализации полушарий головного мозга [Текст] / С. Б. Аскалонова, О. П. Тарасова // Актуальные вопросы современной психологии и педагогики. - 2014. - № 1. - С. 99-103.
Бойко, Е. А. Личностные характеристики детей с разным типами функциональной асимметрии в возрасте 7-9 лет [Текст] / Е. А. Бойко // Царскосельские чтения. - 2015. - № 19. - С. 345-348.
Брагина, Н. Н. Функциональные асимметрии человека [Текст] / Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова. — 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Медицина, 1988. — 237 с.
Гейци, Э. Д. Межполушарная асимметрия мозга как психофизиологическая основа различий в развитии психических процессов деятельности и поведения детей [Текст] / Э. Д. Гейци // Успехи современного естествознания. - 2004. — № 3. - С.56-57.
Игнатова, Ю. П. Современные аспекты изучения функциональной межполушарной асимметрии мозга [Текст] / Ю. П. Игнатова, И. И. Макарова, О. Ю. Зенина и др. // Экология человека. - 2016. - № 9. - С. 30-39.
Казакова, А. А. Особенности проявления вариативности у детей с различным типом функциональной асимметрии головного мозга [Текст] / А. А. Казакова // Герценовские чтения. - 2002. - № 1. - С. 89-91.
Леутин, В. П. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность [Текст] / В. П. Леутин, Е. И Николаева. - СПб.: Речь, 2005. - 368 с.
Пуляевская, О. В. Познавательные функции детей с разной межполушарной асимметрией мозга в период подготовки к школьному обучению [Текст]: канд. психолог. наук: 19.00.07 / О. В. Пуляевская. - Иркутск, 2003. - 225 с.

Функциональное различие правого и левого полушарий влияют на протекание различных психических функций. В зависимости от того, какое полушарие является доминантным будут определяться особенности восприятия, эмоциональной сферы, речи, мышления, памяти, деятельности человека. На основании проведенного исследования были сделаны выводы:
1. В исследуемых параллелях 5, 9 классов преобладают учащиеся со смешанным типом межполушарной асимметрии. В параллели 5х классов смешанный тип межполушарной асимметрии имеет 52 % обучающихся, причем девочек больше. Левополушарный тип выявлен у 43% мальчиков и 22% девочек. Правополушарных всего 15,5%. В параллели 9х классов у 52% обучающихся преобладающим является смешанный тип асимметрии (мальчиков больше, чем девочек). Левополушарность больше выражена у девочек, чем у мальчиков.
2. Зафиксированы более высокие показатели внимания и работоспособности у подростков с преобладанием функций левого полушария, однако у них же фиксировалась более выраженная утомляемость, так как лучше развито абстрактное мышление, аналитическое восприятие, что и вызывает высокую утомляемость.
3. Подготовлены рекомендации для подростков с разной межполушарной асимметрией (приложение 2).
Таким образом, гипотеза подтвердилась, знания особенностей своего типа функционального доминирования полушарий головного мозга поможет успешно осваивать программный материал и  сформировать индивидуальный стиль учения. Практическая значимость: полученные данные можно использовать на уроках биологии, на классных часах, посвященных изучению личностных особенностей.

Похожие работы