Особенности проведения фокус-групп в исследовании социально-экономических процессов
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Исследование социально-экономических процессов необходимо для определения эффективности текущих условий развития и разработки стратегических приоритетов на краткосрочный, либо долгосрочный период. В работе мы рассмотрим применение фокус-групп для оценки социально-экономических процессов.
Классические условия использования фокус-групп определены в теории социологического исследования. Фокус-группы и социологические исследования определяют эффективность позиционирования товаров и услуг. Социологическое исследование позволяет сформировать фокус-группы определяющие сегментарный выбор условий социально-экономического исследования.
Теоретические предпосылки проведения социально-экономических исследований и оценки фокус групп обращались Акулич И.Л., Анашкина Н.А., Герчиков И.З., Карасева И.А., Попович Е.М., Гришина А.К. Куклина В.А. Лебедев-Любимов А.Н. и др. Фундаментальные принципы реализации методов социологической оценки глубоко рассмотрены в трудах ведущих зарубежных исследователей маркетинга: П. Кроутера, Л. Донлана, Д. Басетта.
В развитие теории и практики применения фокус-групп при исследовании социально-экономических процессов внесли значительный вклад А. А. Богданов, Н. А. Витке
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ФОКУС ГРУПП В ИССЛЕДОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 7
1.1 Использование метода фокус-групп в исследовании социальной и экономической реальностях 7
1.2 Методологические принципы использования фокус-групп в социально-экономическом исследовании 15
2. Исследование причин миграции молодежи методом фокус-группы 19
2.1 Программа проведения исследования 19
2.2 Проведение фокус-группы и анализ результатов 22
2.3 Возможности и ограничения использования метода фокус-группы при исследовании социально-экономических процессов 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЯ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации: конституция принята всенародным голосованием 12.12.1993 (ред. от 01.07.2020), официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федер. закон РФ № 51-ФЗ: принят Гос. Думой 21.10.1994 (ред. от 21.12.2021) // Собрание законодательства РФ. – 05.12.1994. – № 32. – ст. 3301.
3. Адрианова Е.В., Давыденко В.А., Ромашкина Г.Ф. О последствиях реформ в сфере образования (по итогам конференции «Образование, молодёжь, конкурентоспособность») // Социологические исследования. 2019. № 1. С. 150-151.
4. Баикина Ю.О. Тенденции развития региональной молодежной политики в ЯНАО // Вестник ЧелГУ. 2015. №26 (381). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tendentsii-razvitiya-regionalnoy-molodezhnoy-politiki-v-yanao
5. Башмаков, В.И. Социология управления: Учебник для бакалавров / В.И. Башмаков; Под ред. В.Н. Князев. - М.: Юрайт, 2016. - 360 c.
6. Велиева Б. Э. Молодежная политика: сущность и правовые основы // Журнал об экономических науках «Бенефициар». Издательский дом «Плутон». 2021. С.15-17. Режим доступа: https://idpluton.ru/vypusk-97-nauchnogo-zhurnala-benefitsiar/
7. Велиева Б. Э. Основные направления социально-экономического развития Ненецкого автономного округа в рамках прогноза на долгосрочный период до 2036 года// Журнал об экономических науках «Бенефициар». Издательский дом «Плутон». 2021. С.33-36. Режим доступа: https://idpluton.ru/vypusk-97-nauchnogo-zhurnala-benefitsiar-2-2/
8. Велиева Б. Э. Практика реализации молодежной политики на территории Ненецкого автономного округа // Журнал об экономических науках «Бенефициар». Издательский дом «Плутон». 2021. С.10-13. Режим доступа: https://idpluton.ru/vypusk-97-nauchnogo-zhurnala-benefitsiar-2/
9. Волков Ю.Г. Социология. Учебник для студентов вузов; Под ред. В.И. Добренькова.2-е издание. – М.: Социально-гуманитарное издание.; Р/н Д: Феникс,2017. -572 с.
10. Волков, Ю.Г. Основы социологии и политологии: Учебное пособие / Ю.Г. Волков, А.В. Лубский. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 224 c.
11. Гафиатулина Н.Х. Институционализация региональной молодежной политики в современном российском обществе / Нациестроительство и мо
1.2 Методологические принципы использования фокус-групп в социально-экономическом исследованииСчитается, что метод фокус-группы (ФГ) берет свое начало от неформализованного интервью, которое первым описал X. Мэтью в середине XIX в. Однако истоки фокусированного группового интервью связаны с использованием данного подхода Р. Мертоном и П. Лазарсфельдом в 1941 г. для изучения эффективности воздействия радиопередач на население. Первое теоретическое описание было сделано в 1946 г. в книге «Фокусированное интервью» Р. Мертоном, П. Кендаллом, М. Фиске. [10, C. 112].
Сам термин «фокус-группа» придумал психолог и маркетолог Э. Дихтер. Метод ФГ — разновидность групповых методов, в числе которых номинальные, дельфи