Организация опытов и наблюдений учащихся за растениями в природных условиях
ВВЕДЕНИЕ
Когда мы начинаем рассуждение о разных типах наук, то у всех, по большей части, начинают выстраиваться устойчивые понятия, характеризующие данные науки.
На уроках биологии, в отличие от уроков физики или геометрии, можно объяснить многие понятия наглядно, что очень нужно для объяснения биологических терминов и явлений.
Конечно, каждый учитель биологии на своих уроках стремится вызвать у учащихся устойчивое представление о своем предмете, и, взяв за основу современную программу в школе, можно с уверенностью сказать, что разброс по методам обучения достаточно высок, однако никакие средства наглядности: ни видео-уроки, ни презентация не смогут заменить наблюдения за растениями вживую.
Только при правильной организации процесса обучения, а именно: умелое сочетание натуральных объектов с другими средствами обучения, дадут наилучший результат в решении учебно-воспитательных задач.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………….3
Глава 1 . Значимость проведения опытов и наблюдений в школьном курсе биологии………………………………………………………………….6
Раздел 1.1. Психологические особенности школьников 5-6 класса ……………………………………………………………………………..6
Раздел 1.2 Теоретические аспекты организации опытов ……………………………………………………………………………...9
Раздел 1.3. Организация метода наблюдения ………………………………………. …………………………………….13
Глава 2.Методика проведения опытов и наблюдений за растениями в природных условиях……………………………………………………………………16
Раздел 2.1. Проведение опыта о зависимости азотсодержащих удобрений на урожай капусты………………………………………………………….....16
Раздел 2.2. Проведение фенологических наблюдений за растениями на пришкольном участке………………………………………………………23
Заключение………………………………………………………………….27
Список использованной литературы………………………………………29
Самкова, В.А. Учебное пособие «Мы изучаем лес» / В.А. Самкова. – Москва, 1993г.
Низовенко, Л.С. Афоризмы для использования на уроках биологии,2018г. https://infourok.ru/aforizmi-dlya-ispolzovaniya-na-urokah-biologii-1295354.html
Нога, Г.С. Опыты над растениями / Г.С Нога / 1976г. https://djvu.online/file/L8diBigeMsYLU
Голышкина, О.А., Оробинская, М.Н. Методика проведения наблюдений, опытов и исследований в уголке живой природы / Голышкина, О.А., Оробинская, М.Н. / Мичуринск, 2016г. https://michsyn.68edu.ru/files/mp_metodika_provedenia_opitov.pdf
Анаит Мкртчян, Общие требования, предъявляемые к организации опытов / 2018г. https://www.maam.ru/detskijsad/obschie-trebovanija-predjavljaemye-k-organizaci-opytov.html
Волобуева, Н. Учет особенностей мышления учащихся 5 классов при формировании универсальных учебных действий на уроках биологии . https://pandia.ru/text/80/262/52178.php
Хусаинова,Х.Х. Методические рекомендации "Методика организации наблюдений" / 2018г. https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-metodika-organizacii-nablyudeniy-2769116.html
По методике проведения и задачам опыты делятся на:
1)качественные, с поисковым характером, ставят задачу выявить наличие или отсутствие теоретически предполагаемых явлений и не нацелены на получение количественных данных;
2) количественные, которые направлены на получение точных количественных данных об объекте познания или о процессах, в которых он участвует.
Рассмотрим методы, которые используются в биологическом опыте.
Рассматривание.
Внимательное разглядывание объекта (листа растения) при помощи технического оборудования или без него.
Наблюдение.
Осуществление контроля за происходящим в течение какого-либо периода (например, прорастание семян).
Исследование.
Изучение строения и образа жизни организмов.
Экспериментирование.
Наблюдение и исследование различных явлений в периоде при меняющихся условиях среды.