Скандинавский след в погребальной обрядности и инвентаре захоронений на великом волжском пути

Скачать дипломную работу на тему: Скандинавский след в погребальной обрядности и инвентаре захоронений на великом волжском пути. В которой охарактеризована актуальность нашего исследования, которая связана с тем, что данные о скандинавских захоронениях на территории Великого Волжского пути ещё не подвергались обобщению в научных публикациях.
Author image
Ekaterina
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
31.10.2024
Объем файла
105 Кб
Количество страниц
42
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Изучение прошлого человеческого общества проводиться на основе письменных и вещественных источников. Письменные источники охватывают примерно 6 тысяч лет. Остальной, дописьменный период, продолжительностью до 700–400 тысяч лет, можно изучать лишь на основе данных археологии. Тема нашего исследования посвящена “скандинавскому следу” в древнерусских захоронениях и погребальной обрядности на территории Великого Волжского пути. Актуальность нашего исследования связана с тем, что данные о скандинавских захоронениях на территории Великого Волжского пути ещё не подвергались обобщению в научных публикациях. Кроме того, она обусловлена также сохранением в известной степени актуальности и так называемой “норманнской теории” образования древнерусского государства. В современной историографии широко распространено направление, известное как норманнская теория. Согласно этому направлению, варяги и скандинавы, которых называли норманами, сыграли важную роль в создании Киевской Руси - первого восточнославянского государства. Начало распространению данной теории было положено в XVIII веке, когда большинство должностей при дворе занимали немецкие дворяне в период “Бироновщины”. Также в это время значительную часть состава Российской Академии Наук составляли немецкие ученые. Ученых И. Байера и Г. Миллера можно считать родоначальниками данной теории о происхождении Руси

Введение 2
Глава 1. Погребальный обряд захоронений на Великом Волжском пути на материалах Ярославских и Владимирских могильных комплексов 15
1.1. Тимерёвский и Михайловский некрополи 18
1.2. Ростово-Суздальские некрополи 24
Глава 2. Погребальный инвентарь могильных комплексов на территории Великого Волжского пути. 27
2.1. Находки из Владимирских курганов 28
2.2. Находки в могильниках Ярославского Поволжья 36
Заключение 40
Список источников и литературы 40
Источники 40
Литература 40

 

Список источников и литературыИсточники
Лихачева Д. С., Творогова О. В. Повесть Временных лет (Перевод с древнерусского)., СПб., 2012.
Хрестоматия: Древняя Русь в свете зарубежных источников / Под ред. Т. С. Джаксон, И. Г. Коноваловой и А. В. Подосинова. М., 2009. Т. III.
Литература
Авдусин Д. А. Археология СССР. М., 1967.
Авдусин Д. А., Пушкина Т. А. Три погребальные камеры из Гнёздова // История и культура древнерусского города. М., 1989. С. 201–216.
Арциховский А. В. Новгородские ремесла. Новгород Великий по археологическим данным // ВАН СССР. 1948. № 3;
Гедеонов С. А. Варяги и Русь. В двух частях / Автор предисловия, комментариев, биографического очерка В. В. Фомин. М., 2004.
Даркевич В. П. Топор как символ Перуна в древнерусском язычестве // СА. №4. 1961. С. 91–102.
Дубов И. В. Великий Волжский путь. Л., 1989.
Дубов И. В. Скандинавы в Ярославском Поволжье. Старая Ладога и проблемы археологии Северной Руси. СПб., 2002.
Дубов И. В., Булкин В. А. Тимерёво и Гнездово // История феодальной России. Л., 1978.
Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Горган и Поволжье в IX–X вв. Т.1. М., 1962.
Зозуля С. С. Датировка камерного погребения в кургане 348 Тимерёвского некрополя. Российская археология. 2012. С. 90–98.
Зозуля С. С. Раскопки Т. Арне в Михайловском в 1913 г. Кунсткамера 1 (3), 2019. С. 206.
Каргер М. К. Зодчество древнего Смоленска (XII—XIII вв.). Л., 1964;
Кирпичников А. Н. Великий Волжский путь и Ладожско-Волховский север Руси в эпоху раннего средневековья. Ладога и Ладожская земля в эпоху средневековья. Выпуск 1. СПб.: Издательство «Нестор-История», 2006.
Кирпичников А. Н., Дубов И. В., Лебедев Г. С. Русь и варяги: Русско-скандинавские отношения домонгольского времени // Славяне и скандинавы / Под ред. Мельниковой Е. А. М., 1986.
Корзухина Г. Ф. Давидан О. И. Раскопки на урочище Плакун близ Старой Ладоги // Средневековая Ладога. Л., 1985.

В целом создается следующая картина. В IX в., когда начиналось движение славянского населения из Новгородских земель на Верхнюю Волгу, вместе с ним сюда пришли и группы скандинавов с их еще устойчивым обрядом погребения (курганы с кольцевидными каменными выкладками). В Х в. сохраняется скандинавская погребальная традиция — захоронения в камерных гробницах.
Таким образом, подводя итог рассмотрению погребальной обрядности в курганах Ярославского Поволжья и Суздальского ополья, необходимо отметить, что вопрос об этнической принадлежности,  представленных выше памятников всегда оставался спорным. Западноевропейские археологи, в частности Т. И. Арнэ, связывали эти памятники с существованием здесь в IX—X вв. шведской колонии. Те же взгляды проскальзывали и в старой русской археологической литературе (О. Э. Берендс, И. А. Тихомиров, Е. Кивиковская). Основанием для подобных заключений является формально-типологический подход к изучению памятников.
Известна точка зрения А. С. Уварова, который считал исследованные им ростово-суздальские курганы мерянскими, но, в то же время, значительное место отводил скандинавскому элементу в курганной культуре.
Противоположное мнение высказывал А. А. Спицын, считая эти памятники славянскими, связанными с колонизацией Ростово-Суздальского края смоленскими кривичами, происходившей в IX—X вв. Археологические памятники в основном подтверждают последнюю точку зрения. Однако, основываясь на факте распространения памятников близкого типа в Рыбинском и Костромском Поволжье и, наконец, в районе Белозерья, более вероятно предполагать славянскую колонизацию с севера.