Кодирование информации. Метод координат
ВВЕДЕНИЕ
Различные средства визуализации учебного материала давно всем известны: классический пример – обыкновенная школьная доска. Тем не менее возникает вопрос: возможно ли, используя обычную доску, дать ученикам большой объем новой для них информации? Современное общество уже давно живет в мире информации. Информационные потоки сегодняшнего дня требуют современных средств визуализации.
В современном мире несмотря на активное развитие информационных технологий и внедрение их в образовательный процесс не всегда проведение урока информатики возможно с помощью использования компьютера и других технических средств. К сожалению, не все школы обеспечены необходимым оборудованием. Или могут произойти непредвиденные ситуации, и учителю придется проводить урок без использования технических средств. Так же, основываясь на санитарно-эпидемиологические правила и нормы, учащиеся не могут весь урок находиться за компьютером.Поэтому педагог должен быть готов к тому, чтобы вести свой урок основываясь на подручных материалах. Также проведение урока в бескомпьютерном варианте способствует развитию учебной мотивации.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ 11
1.1 Понятие и структура урока, основные требования к организации урока информатики 11
1.2 Понятие дидактических средств обучения и их классификация 14
1.3 Педагогические условия и принципы использования дидактических средств в обучении информатики 18
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРИМЕНЕНИЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ ПО ТЕМЕ: «КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ. МЕТОД КООРДИНАТ» 21
2.1. Разработка дидактических средств к уроку информатики и методика их применения 21
2.2. Проведение и анализ опытно-экспериментальной работы 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Белкин А.С. Основы возрастной педагогики / А.С. Белкин – Москва : Просвещение, 2010. – 103 с.
Божович, Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка / Л.И. Божович // Изучение мотивации поведения детей и подростков / под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежный – Москва : Педагогика, 1972. – С. 7-44.
Выготский, Л.С. Роль игры в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский. – Москва : 2005. – 248 с.
Герасимов, М.В. Реализация игровой деятельности школьников на уроках информатики / М.В. Герасимов, С.О. Алтухова // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Гуманитарные науки. – 2022. – №21. – С. 23-24.
Зубенко П.Н. Дидактические средства активизации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе производственного обучения. Метод. Рекомендации / П.Н. Зубенко – Москва : Высшая школа, 1985 – 30 с.
Конаржевский Ю.А. Анализ урока / Ю.А. Конаржевский – М.: Педагогический поиск, 2013. – 246 с.
Конаржевский Ю.А. Система. Урок. Анализ / Ю.А. Конаржевский – Псков: Изд-во Псков. обл. ин-та усовершенствования учителей, 1996. – 439 с. – ISBN 5-7522-0006-7.
Лусканова Н.Г. Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» / Н.Г. Лусканова – Москва : 1993. – 3с.
Махмутов М.И. Избранные труды: В 7 т. / М.И. Махмутов. – Казань: Магариф-Вакыт, 2016. – 375 с.
Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – 2-е изд. / Р.С. Немов – Москва : Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 496 с. – ISBN 5-09-007335.
Пидкасистый П.И. Педагогика : учебник и практикум для вузов / П.И. Пидкасистый [и др.]; под редакцией П.И. Пидкасистого. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 408 с. – ISBN 978-5-534-01168-5.
Симаков, В.А Классификация средств обучения дидактические средства обучения как важнейший компонент образовательного процесса / В.А Симаков. – Москва : Вестник военного образования, 2021. – 28-31 с.
Тема: «Кодирование информации. Метод координат» изучается в 5 классе и на нее отводится два урока. Изучение данной темы способствует развитию компетентности учащихся по теме «Кодирование информации», обращает внимание учеников на многообразие окружающих их кодов, позволяет сформировать понимание выбора формы кодирования, их значение и роль в жизни. Учащиеся развивают умения пользоваться полученной информацией, а также умения контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Основываясь на всем выше сказанном, для проведения урока информатики по теме: «Кодирование информации. Метод координат» без возможности использования технических средств обучения, был разработан комплекс дидактических средств, которыми учитель может воспользоваться при объяснении нового материала. Педагог может использовать на своем уроке различные методические разработки, плакаты, рисунки, карточки, мелки и так далее. Задания могут быть направлены как на групповую деятельность, так и на индивидуальную. Использование дидактических материалов на уроке имеет важное значение для развития учебной мотивации школьника [3]. Таким образом, у учащихся формируются следующие знания, умения и навыки: Знания – представление о том, как можно кодировать информацию, способы кодирования. Умения – пользоваться полученной информацией, а также контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Навыки – работа как индивидуально, так и в группе, а также навык сравнения результатов, способность делать анализ и выводы.