Концепт «мода» в русской языковой картине мира
Аннотация. Целью данной статьи является представление и описание концепта «мода» в русском языковом пространстве. Концепт «мода» активно функционирует в лингвокультуре современного социума, являясь показателем его ценностных ориентиров и формируя ценностное пространство. В статье проведен психолингвистический (ассоциативный) эксперимент, в рамках которого был проанализирован 141 ответ испытуемых (мужчин и женщин) разных возрастных групп (15-24; 25-34; 35-45), на вопросы, изложенные в анкете-опроснике, составленной авторами исследования. В работе были использованы: прием направленной выборки, метод корпусного анализа, метод ассоциативного эксперимента и метод кластерного анализа, применимый при
Содержание не найдено
ЛИТЕРАТУРА
1. Аскольдов С. А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология / Под общей редакцией д-ра филол. наук, проф. В.П. Нерознака. – М.: Academia, 1997. С. 267–279.
2. Бартлетт Д. FashionEast: Призрак, бродивший по Восточной Европе. –М.: Нов. лит. обозрение, 2011. – 360 с.
3. Бенвенист Э. Общая лингвистика / Под общ. ред., вступ. ст. и коммент. Ю.С. Степанова. Пер. с фр. Ю.Н. Караулова [и др.]. – 2. изд., стер. – М.: УРСС, 2002. – 446 с.
4. Болдырев Н. Н. Когнитивная семантика: Курс лекций по английской филологии. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос.ун-та им. Г.Р.Державина, 2001. – 123 с.
5. Большой толковый словарь русского языка / Под ред. С. А. Кузнецова. –СПб.: Норинт, 2000. – 1536 с.
6. Давыдова В.В. Костюм как феномен культуры: дис. ... канд. филос. наук. – СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2001. –156 с.
7. Демина Т.А., Климов А.В., Мерзляков А.Н. Индустрия моды как самостоятельный сектор экономики // Сервис в России и за рубежом. – 2014. – № 9 (56). – С. 13–22.
8. Дюран Б. Кластерный Анализ. – М.: Статистка, 1977. – 128 с.
9. Ефремова М.И. Аксиологический потенциал неологизмов (на материале неологизмов дискурса моды) // Ростовский научный вестник. – 2022. – №7. – С. 55–59.
10. Колесов В.В. Философия русского слова. Сбп.,2002.С.17.
11. Косицкая Ф.Л. Дискурс моды и его жанровая дифференциация // Вестник ТГПУ. – 2014. – №4 (145). – С. 22–26.
12. Кошелева Д. С. Мода как
Методика проведения психолингвистического (ассоциативного эксперимента), описание, интерпретация и сравнительный анализ полученных результатовВ статье рассматривается концепт «Мода» как особый культурный феномен в жизни современного общества.
Необходимость в определении сходств и различий в женских и мужских «Appearance»-стереотипах концепта «МОДА», натолкнула нас на проведение свободного ассоциативного эксперимента.
Так как концепт является семантическим «зародышем» слова [10], он вызывает различные «первосмыслы» в сознании человека, нами было решено выявить первичные ассоциации (мужчин и женщин), связанные с концептом «МОДА».
Проведенный нами психолингвистический (ассоциативный) эксперимент, позволил выявить информацию, находящуюся в памяти носителей русского языка.
В психолингвистическом (ассоциативном) эксперименте участникам предлагалось (не задумываясь) написать первое слово или словосочетание, которое придет на ум н