Правовое регулирование крупных сделок и сделок с заинтересованностью в хозяйственных обществах
ВВЕДЕНИЕ
Хозяйственные общества представляют собой корпоративные коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Целью деятельности данных обществ является извлечение прибыли, для указанной цели общества и заключают различного рода сделки.
Однако некоторые из них могут выходить за пределы обычной хозяйственной деятельности общества, в юридической литературе их именуют как экстраординарные. Значение выделения данного вида сделок сводится к защите самих хозяйственных обществ, а также их участников от продажи крупных активов хозяйственных обществ по заниженной цене или предотвращению их приобретения по завышенной цене, на иных невыгодных интересах, в том числе в условиях конфликта интересов. К этой категории относятся исследуемые мною – крупные сделки и сделки с заинтересованностью.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВЕДЕНИЕ ...............................................................................................3
Глава 1. ПОНЯТИЕ КРУПНЫХ СДЕЛОК И СДЕЛОК С ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬЮ В ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВАХ…………………………………………………………………....5
1.1 Понятие крупных сделок в хозяйственных обществах………………………………………………………............................5
1.2 Понятие сделок с заинтересованностью в хозяйственных обществах………………………………………………………….…...................9
Глава 2. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ КРУПНЫХ СДЕЛОК И СДЕЛОК С ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬЮ В ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВАХ…………………………………………….………….................11
2.1 Порядок заключения крупных сделок и сделок с заинтересованностью в ООО………...…………………..…………………...11
2.2 Порядок заключения крупных сделок и сделок с заинтересованностью в АО…………………....................................................16
Глава 3. ПРИЗНАНИЕ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ КРУПНЫХ СДЕЛОК И СДЕЛОК С ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬЮ………….............44
3.1 Признание недействительными крупных сделок……………………..…………………………………...…………….…...44
3.2 Признание недействительными сделок с заинтересованностью………………..…………………………………………47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................…………………………………..61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ .................................................................................65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ
Нормативные акты и иные официальные документы
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 г. N 95-ФЗ// СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3012.
Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ// СЗ РФ. 2011. № 50. Ст. 7344.
Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 785.
Федеральный закон "Об акционерных обществах" от 26.12.1995 г. N 208-ФЗ// СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 1.
Положение Банка России "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" от 27.03.2020 N 714-П// Вестник Банка России. 2020. № 39-40.
Указание Банка России "О требованиях к порядку направления и форме уведомлений лиц, которые могут быть признаны заинтересованными в совершении акционерным обществом сделок" от 03.04.2017 N 4338-У// Вестник Банка России. 2017. № 54.
Судебная практика
Об оспаривании крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность: Постановление Пленума ВС РФ от 26.06.2018 N 27 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/
Информационное письмо Президиума ВАС РФ <Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением хозяйственными обществами крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность> от 13.03.2001 N 62 // СПС «Консультант Плюс».
Таким образом, можно прийти к выводу, что необходимо будет направить письмо требование о проведении внеочередного собрания учредителей, по адресу регистрации общества, данные сведения можно найти в выписке из ЕГРЮЛ, данные реестра являются открытыми.
“В отличие от регулирования деятельности акционерных обществ Закон об ООО в п. 4 ст. 35 указывает, что в случае, если в течение установленного законом срока не принято решение о проведении внеочередного общего собрания участников общества или принято решение об отказе в его проведении, внеочередное общее собрание участников общества может быть созвано органами или лицами, требующими его проведения”.В случае принятия решения о проведении внеочередного общего собрания участников общества указанное общее собрание должно быть проведено не позднее сорока пяти дней со дня получения требования о его проведении. Важно, что в законе указано, именно со дня получения, а не со дня принятия решения о проведения.