Мир детства в зеркале современной периодики
Введение
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что сегодня все дети, так или иначе, подвергаются прямому воздействию различных информационных потоков. Поскольку самостоятельно они не могут и не умеют фильтровать получаемые сведения, необходим определенный посредник. Он как раз и должен помочь подготовить юных читателей к жизни в современном мире с большим количеством различных взглядов, ценностей и норм. Таковым и выступает детская журналистика, именно она помогает в первичной социализации личности.
Практически с самого рождения ребенок погружен в медиапространство, которое влияет на формирование его собственного сознания. Детская периодика дает представление об окружающей действительности и формирует определенную целостную картину мира. Для детей журналистика выступает в качестве общей медиасистемы. Именно она приобщает юных читателей к духовному потенциалу общества, служит каналом передачи информации от старшего поколения к младшему, а также средством
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Детская периодика: истоки возникновения 6
1.1. Становление и развитие детской журналистики в России XVIII – XX веках 6
1.2. Специфика детской целевой аудитории 17
Глава 2. Тема детства на страницах отечественных СМИ 25
2.1. Особенности развития современной детской журналистики 25
2.2. Тематика публикаций о детях и для детей в периодике Липецкой области 36
Заключение 44
Список литературы 46
Список литературы
1. Алексеева М.И. Советские детские журналы 20-х гг. / М.И. Алексеева, А. В. Западова. – М. : Изд-во МГУ, 1982. – 132 с.
2. Богатырева Н. Ю. Из истории создания печатной пионерской газеты (1922-1928 гг.) : автореф. дис. … канд. фил. наук / Н.Ю. Богатырева. – Ленинград : Ленингр. гос. ун-т им. А.А. Жданова, 1972. – 19 с.
3. Бурнакин А. Детские журналы. «Новое время». / А. Бурнакин. – М. : 1912. – 32с.
4. Веселые картинки : литературно-художественный детский юмористический журнал / гл. ред. : И. Антипенко. – М. : 1956.
5. Викулова Л.Г. Формирование коммуникативного пространства для детей и подростков: иллюстрированный журнал / Л.Г. Викулова, А.В. Кулешова, А.А. Вяткина // Медийное пространство социальной коммуникации. – М. : 2014. – С. 231-249.
6. Вологина Е.В. Детская журналистика – журналистика? Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения : тезисы межвузовской научно-практической конференции / под ред. В.И. Конькова. – Санкт-Петербург : Изд-во Роза Мира, 2005. – 118 с.
7. В стране химии // Золотой ключик. – 2023. – 28 фев. (№ 2). – С. 40.
8. Детская роман-газета : массовый ежемесячный журнал художественной литературы для подростков / гл. ред. : Ю. Козлов. – М. : 1927.
9. Есин Б.И. История русской журналистики (1703 – 1917) : учебное пособие / Б.И. Есин. – М. : Флинта : Наука, 2006. – 464 с.
10. Золотой ключик : липецкая областная детская газета / гл. ред. С.Н. Милютинская. – Липецк : Липецкая газета. – 1997.
11. Иванова Н.В. Особенности и значение детской субкультуры // Педагогика. – 2005. – № 7. – C. 31-36.
12. Извеков М. Что такое героизм / М. Извеков // Золотой ключик. – 2023. – 28 фев. (№ 2). – С. 6.
13. Исакова Н.Н. Журнал «Еж» – зачинатель детской публицистики / Н.Н. Исакова, И.П. Лупанова // Литература и общество. Вып. 3 : Ученые записки ПетрГУ им. О. В. Куусинена. – Петрозаводск : ПетрГУ им. О.В. Куусинена, 1972. – 112-130 с.
14. Квантик : Ежемесячный научно-познавательный
В. Белинский утверждал, что развитие личности в раннем детстве – это не что иное, как формирование полноценного человека, его индивидуальное развитие совокупности разнообразных проявлений [43].
Детская пресса должна выбирать предмет повествования, формировать определенный фактический пласт публикаций, который можно использовать в дальнейшем при подготовке номера. Также необходимо определять круг проблемных вопросов, подлежащих рассмотрению и предлагать юным читателям пути решения с учетом их веры в справедливость.
На эти аспекты обращает внимание К. Чуковский. По его мнению, дети в возрасте от двух до пяти лет склонны верить, что жизнь состоит исключительно из положительных моментов, а значит, эта вера необходима им для сбалансированного развития [33, с. 6]. Поэтому контент в детской периодике должен носить положительный оптимистический характер, а главным посылом должно выступать всем известное: «добро побеждает зло».
Известно, что дети весьма восприимчивы к выр