Научно-популярное телевидение для молодежи (на примере телепрограммы «Галилео»)
ВВЕДЕНИЕ
О, сколько нам открытий чудныхГотовят просвещенья дух,И опыт, сын ошибок трудных,И гений, парадоксов друг,И случай, бог изобретатель.
А. С. Пушкин
В XXI веке мир неустанно развивается, появляется много нового и интересного. Человек в таком динамическом ритме изменений начинает испытывать потребность в информировании и расширении кругозора. Неотъемлемой частью жизни последних столетий стала наука и технологии, особенно это видно сейчас, когда у каждого есть мобильный телефон и бытовая техника. Наиболее эффективным и распространенным средством популяризации знаний считают телевидение.
В первые десятилетия текущего века наиболее эффективным и распространенным средством популяризации знаний считали телевидение. В последние годы интернет-медиа стали лидировать по объему развлекательного контента, но телевидение остается популярно по доступности и медиапотреблению россиян. Массовость и возможность ярко, живо и интересно подать информацию сделали телевещание главным инс
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………..……………………………………………………....3
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ В РОССИИ………………………………………………...10
1.1 Научно-популярный жанр телепрограммы: основные понятия, цели, задачи, стиль и функции……………………………………………...11
1.2 Основные этапы развития телевидения, популяризирующего научные знания / Научно-популярные программы как дополнительный источник информации для подростков ………..…………………………18
1.3 Тематики научно-популярных программ: обзор медийной практики / Влияние познавательно-просветительского телевидения на молодежь…………..…..........................................................................................29
ГЛАВА 2. НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ КОНТЕНТ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ НА РОССИЙСКОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ……………………………………………...40
2.1. История программы «Галилео», зарубежный аналог, запуск в России ………………………….……………..………………………………..40
2.2. Второй, третий и четвертый запуски телепрограммы «Галилео», отличия от первого ……………………….…………………….......................46
2.3. Анализ контента программы «Галилео»..………………………...58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………….………………………....75
ЛИТЕРАТУРА……….……..………….……………………..……………….....78
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев С. П. Суровый век. Рассказы о царе Иване Грозном и его времени – М.: Литагент Детская литература, 2017.
2. Анишкин В. Г. Русь и ее самодержцы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
3. Базанова А.Е. Российское детско-юношеское телевидение сегодня // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика, 2015. – № 3. – С. 110-116. – URL: https://rucont.ru/efd/404259 (дата обращения: 10.12.2022)
4. Бобров А.А. Журналистика. Введение в специальность. Новые и вековые медиа – М.: Директ-Медиа, 2022.
5. Бобров А.А. Мастерство сценариста и телепублициста: конспект лекций для будущих журналистов – М.: Директ-Медиа, 2021.
6. Бобров А.А. Обществу и человеку. Журналистика в социально-культурной сфере: учеб. пособие – М.: Изд-во Московского гуманитарного ун-та, 2017.
7. Бобров А.А. Основы журналисткой деятельности: учеб. пособие для вузов / А. А. Бобров – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2023.
8. Вартанова Е.Л. Меняющаяся российская медиаиндустрия: теоретические подходы // Вестн. Санкт-Петербургск. ун-та. Язык и литература. 2018. – №2. – С. 186–196. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/menyayuschayasya-rossiyskaya-mediaindustriya-teoreticheskie-podhody (дата обращения: 10.12.2022).
9. Вартанова Е.Л. Развивая понимание медиа: от технологий к социальному пространству / Е.Л. Вартанова // Меди@льманах, 2020. – № 5(100). – С. 12-24. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvivaya-ponimanie-media-ot-tehnologiy-k-sotsialnomu-prostranstvu (дата обращения: 10.12.2022).
10. Владыко М. М. Секреты перевода научно-популярных текстов. – Екатеринбург: ООО Издательские решения, 2020.
11. Гартман Т.Ю. Особенности нравственного воспитания детей средствами ТВ – М.: Академия медиа-индустрии, 2015.
12. Гегелова Н.С. Научно-популярное телевидение на российских телеканалах: реалии и проблемы // Вестник РУДН. Серия: Литературоведение, журналистика. – 2017. – №3. – С. 544-552. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-populyarnoe-televidenie-na-rossiyskih-telekanalah-realii-i-problemy (дата обращения: 10.12.2022).
13. Головин Ю.А., Коханая О.Е. Журналистика как социокультурный институт: теория и практика: монография – М.: Изд-во Московского гуманитарного ун-та, 2022.
14. Головин Ю.А. Современные тенденции в сфере медиа // Научные труды Московского гуманитарного ун-та. – 2022. – №1. – С. 20-24. – URL: https://journals.mosgu.ru/trudy/article/view/1490 (дата обращения: 28.01.2023)
15. Головин Ю.А., Коханая О.Е. Детско-юношеские общественные движения и отечественная детская периодика как факторы ценностного самоопределения личности // Знание. Понимание. Умение. – 2018. – №2. – С. 132-145. – URL: https://journals.mosgu.ru/zpu/article/view/728/826 (дата обращения: 28.01.2023)
16. Головин Ю.А., Коханая О.Е. Литературно-художественные журналы и детская пресса как отечественный социокультурный феномен: монография – М.: Изд-во Московского гуманитарного ун-та, 2018.
17. Головин Ю.А., Коханая О.Е. Новые тренды в эпоху революционных изменений информационных технологий // Знание. Понимание. Умение. –2020. – №4. – С. 177-186. – URL: https://journals.mosgu.ru/zpu/article/view/1296/1549 (дата обращения: 28.01.2023)
18. Горюнова Н.Л. Художественно-выразительные средства экрана. – М.: 2000.
19. Гриньков В. В. Сокровище русской истории. Библиотека Ивана Грозного – где её искать? – М.: Самиздат, 2022.
20. Дунас Д.В., Вартанов С.А. Мотивационные факторы медиапотребления
Обратимся к работе, которая очень структурирована показывает жанровую типологию. Минаева О. О. определяет несколько типов жанра научно-популярного телевидения:
Фильм-лекция. В данном случае определяет форму изложения подаваемого материала.
Беседа. Может происходить в телестудии или научной лаборатории как между учеными, так и между учеными и журналистом. Доминирует имитация живого разговора, без логики рассуждений и перенасыщения научными терминами. Примером такого жанра служит передача «Истории из будущего» с Михаилом Ковальчуком.
Фильм-эссе. В данном жанре нет ограничений в выборе темы, а композиция боле свободна. Предмет разговора чаще всего знаком и понятен для массовой аудитории. Примерами являются «Эволюция вещей», «Красота скрытого» и др.
Фильм-исследование. Главный признак данного жанра является исследование определенного вопроса, в котором зритель вместе с журналистом (ведущим) проводят расследование в той или иной научной сфере в ходе программы. Примеры: