Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в игровой деятельности
Введение
Задержка психического развития (ЗПР) — это нарушение нормального темпа формирования психики ребенка, проявляющееся недоразвитием мыслительной, эмоциональной сферы, отставанием уровня памяти и внимания от нормативных показателей для определенной возрастной категории (Лебединский В.В.) [9].
Как указывают многочисленные исследователи, одним из наиболее трудноформируемых понятий в области математического развития является развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Дети на выходе из детского сада производят ошибки в определении левой и правой стороны, плохо ориентируются на листе бумаги, не понимают пространственные отношения между предметами и т.д. Сложности, возникающие у детей с ЗПР, связаны с абстрактностью и вербализированностью данных понятий. Поэтому проблема развития пространственных представлений является очень актуальной для дошкольной педагогики.
Содержание
Введение……………….……………………………………………………3
Изучение проблемы задержки психического развития…………...5
Содержание понятия пространственные представления………....7
Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством игровых методов………..…………………………………………………………………...9
Заключение.………………………………………………………………14
Список использованных источников……………………………………15
Список использованных источников:
Боровская И.К. Учимся ориентироваться в пространстве: пособие для детей дошк. возраста с особенностями психофизич. развития. Мн.народ.асвета , 2005, 32 с.
Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие. — М.: Гном-Пресс, 2002 —64 с.
Голота, Н. М. Пространственно-временные представления как основа жизненной компетентности ребенка дошкольного возраста / Н. М. Голота // Стандарты дошкольного образования. – 2014. – С. 82-92.
Дунаева, З. М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития. –М.: Советский спорт, 2006. –144 с.
Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития: Учебное пособие; Хрестоматия — Изд. 2-е, испр. и доп. — СПб.: Речь, 2007. — 168 с Стребелева, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога / Е. А. Стребелева. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007 – 256 с.
Капустина, Г. М. Формирование элементарных математических знаний и представлений у детей старшего дошкольного возраста / Г. М. Капустина // Дошкольное воспитание детей с проблемами интеллектуального развития. – Санкт-Петербург : РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. – № 4. – С. 84-92.
Костенкова, Ю. А. Культурологический подход в изучении детей с задержкой психического развития – М. : Прометей, 2015. – 140 с.
Лалаева, Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: учебное пособие для студентов дефектол. фак. пед. институтов / Р. И. Лалаева. – М. : Каро, 2019 г. – 136 с.
Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академический проект», 2019. — 144 с.
Третий уровень характеризуется вербализацией пространственных представлений. Постепенно, с усвоением специальных слов-обозначений, дети старшего дошкольного возраста начинают понимать относительность пространственных отношений, в зависимости от точки отсчета.
Появление пространственных представлений на вербальном уровне соотносится с законами развития движения в онтогенезе.
Четвертый уровень – лингвистические представления, которые формируются непосредственно как речевая деятельность, и является одной из составляющих стиля мышления и собственно когнитивного развития ребенка.
Таким образом, развитие способности представлять пространственные отношения формируется путем поступательного надстраивания уровней, включая вербальные и лингвистические представления.