Этнокультурный аспект патриотического воспитания в обучении истории на примере темы финно-угорская этнографическая группа – коми-ижемцы

Скачать диплом с рассмотрением этнокультурную специфику патриотического воспитания на примере финно-угорской этнографической группы коми-ижемцы.
Author image
Askar
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
22.10.2024
Объем файла
6981 Кб
Количество страниц
222
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
5200 руб.
6500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕАктуальность темы исследования. На сегодняшний день культурное наследие этносов нуждается в мерах поддержки для его сохранения. Этнокультура включает совокупность специфических материальных и духовных аспектов, складывающихся на протяжении всего исторического развития народа. Однако непрерывный процесс глобализации размывает эти особенности. Подрастающее поколение зачастую имеет слабое представление о родной культуре. Между тем укрепление и развитие этносов не может быть осуществлено без передачи культурного опыта. Особенно остро данный процесс затрагивает коренные малочисленные народы Севера, которые испытывают трудности социально-экономической адаптации в современных реалиях. Согласно Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, в отношении коренных народов сформирована особая политика, предусматривающая в том числе изучение национальной культуры. 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава I. Патриотическое воспитание: теоретические основы, принципы и методы реализации 24

1.1. Сущностные характеристики патриотического воспитания 24

1.2. Реализация патриотического воспитания школьников в процессе преподавания истории в школе 44

1.3. Этнокультурная специфика формирования патриотизма 57

Глава II. Финно-угорская этнографическая группа – коми-ижемцы 70

2.1. Происхождение, основные этапы исторического развития, ареал расселения 70

2.2. Специфика материальной культуры: типы поселений и традиционных жилищ, традиционные хозяйственные занятия, национальная одежда, кухня 86

2.3. Особенности духовной культуры: религиозные верования, праздники, фольклор 112

Глава III. Практическая работа по организации внеурочного занятия, направленного на патриотическое воспитание школьников, на примере темы: «Финно-угорская этнографическая группа коми-ижемцы» 144

3.1. Технологическая карта внеурочного занятия по теме: «Фестиваль традиций изьватас» 144

3.2. Самоанализ технологической карты внеурочного занятия по теме: «Фестиваль традиций изьватас» 171

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 176

Список источников и литературы 183

ПРИЛОЖЕНИЯ 202

Список начальных церковных школ, находящихся в ведении Архангельского епархиального училищного совета, составленный по отчетным сведениям уездных отделений Совета за 1892/93 уч. г. – Текст: непосредственный // Архангельские епархиальные ведомости. – 1893. – № 24. – С. 35–38.
Источники личного происхождения
Ермилов, Н. Е. Поездка на Печору: путевые заметки Н. Е. Ермилова / Н. Е. Ермилов. – Архангельск: Губ. тип., 1888. – 95 с. – Текст: непосредственный.
Максимов, С. В. Год на Севере / С. В. Максимов. – Изд. 3-е, доп. [Ч. 1-2]. – Санкт-Петербург: Тип. А. Траншеля, 1871. – 690 с. – Текст: непосредственный.
Мартынов, С. В. Печорский край: очерки природы и быта: население, культура, промышленность / С. В. Мартынов. – Санкт-Петербург: Тип. М. М. Стасюлевича, 1905. – 276 с. – Текст: непосредственный.
Энгельгардт, А. П. Русский Север: путевые записки архангельского губернатора. Вып. 4: Печорский край / А. П. Энгельгардт. – Санкт-Петербург: Тип. Исидора Гольдберга, 1896. – 65 с. – Текст: непосредственный.
Справочно-статистические материалы
Архангельский сборник, или материалы для подробного описания Архангельской губернии, собранные из отдельных статей, помещенных в разное время в Архангельских губернских ведомостях : в 6 ч. Ч. 2. Общее и частное описание губернии в естественном статистическом и административном отношениях. Кн. 2. – Архангельск: Губ. тип., 1865. – 312 с.  – Текст: непосредственный.
Голицын, Н. Д. Записка архангельского губернатора действительного статского советника князя Н. Д. Голицына по обозрению Печорского края летом 1887 года / Н. Д. Голицын. – Архангельск: Тип. Губ. правл., 1888. – 125 с. – Текст: непосредственный.
Отчет Архангельского епархиального училищного совета о состоянии школ церковно-приходских и грамоты  за 1891/92 учебный год. Архангельск: б.и., 1893. – 63 с. – Текст: непосредственный.
 

Основной отличительной деталью промысловой одежды является прямоугольная короткая накидка с отверстием для головы – лузан, лаз (см. Приложение 29). Такие накидки изготавливались из домотканого холста или из сукна. По краям для прочности лузан обшивался узкими сыромятными ремешками. Для большей прочности лузан так же обшивался кожей на плечах, груди и на спине, куда пришивалась петля для топора. Для зимней охоты использовался лузан с капюшоном, который изготовлялся отдельно и пришивался к краям головного отверстия. Под полотнищем лузана сзади и спереди за счет подшивного холста образовывались мешки — карманы, которые использовались во время переходов для хранения добытой дичи, шкурок зверей, а также необходимых охотнику принадлежностей.
Одежда ижемцев-оленеводов изготавливалась из оленьего меха (малица, совик, тöбоки, пимы). Коми-оленеводы усовершенствовали некоторые детали в покрое и отделке одежды: ижемцы, в отличие от ненцев, не всегда пришивали к малице рукавицы (кепысь) (которые шились из камуса мехом наружу), а довольно часто носили их отдельно; подол малицы декорировался и в то же время существенно укреплялся меховой опушкой (панды) .