Сценические образы М. Н. Ермоловой как отражение общественных проблем в России во второй половине XIX века: изучение на факультативных занятиях по истории русской культуры
ВВЕДЕНИЕ
В рамках изучения истории России одним из ее важнейших элементов считается история образования в целом и история педагогического образования в частности. Это направление исследования широко востребовано не только на общероссийском, но также и на региональном уровне.
И в рамках нашей выпускной квалификационной работы предметом нашего интереса стала творческая деятельность великой театральной актрисы Марии Николаевны Ермоловой, которая заметно отражала общественные проблемы России во второй половине 19 века.
Актуальность работы. Несмотря на то, что Мария Николаевна Ермолова оставила глубокий след в русской культуре второй половины 19 века, современному поколению она мало известна. Если в 20 веке эта великая актриса считалась символом театра, то в 21 веке ее имя все реже упоминается среди людей.
Первая причина написания нашей выпускной квалификационной работы является малоизученность личности Марии Николаевны Ермоловой.
Надо сказать, что среди актеров, занимающих
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО МАРИИ НИКОЛАЕВНЫ ЕРМОЛОВОЙ……………………………………………………………………8
1.1 Изучение биографии М.Н.Ермоловой……………………………………….8
1.2 Изучение творчества М.Н. Ермоловой …………………………………….16
1.3. Воспоминания театральных деятелей о М.Н.Ермоловой………………...25
ГЛАВА 2. ОТРАЖЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОБЛЕМ РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА В РОЛЯХ М.Н.ЕРМОЛОВОЙ ПО ПЬЕСАМ А.Н.ОСТРОВСКОГО……..............................................................37
2.1 Российское общество во второй половине XIX века ……………………..37
2.2 М. Н. Ермолова в пьесах А.Н.Островского………………………………..49
2.3 Социально-экономические проблемы в пьесах А.Н.Островского ………58
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ СЦЕНИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ М. Н. ЕРМОЛОВОЙ НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕМЕ «РУССКАЯ КУЛЬТУРА»…………………………………………………….65
3.1 Анализ учебного материала по теме «Русская культура второй половины XIX века»………………………………………………………………………...65
3.2 Методическая разработка факультативных занятий……………………...71
3.3 Анализ факультативных занятий………………………………………......78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...81
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………….........................83
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..86
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Источники
1. Вальц К. Ф. Шестьдесят пять лет в театре – Л., 1928
2. Гиляровский В. А. Люди театра – М.: изд. «Лань», 2013. 134 с.
3. Добролюбов Н.А. Луч света в темном царстве // Добролюбов Н.А. Собрание сочинений в 9 т, Т.6 - М.-Л.: «Гослитиздат», 1963.
4. Дурылин С. Н. М. Н. Ермолова (1853-1928) – М.: Государственное издание «Искусство», 1943.
5. Историко-культурный стандарт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school.historians.ru/wp-content/uploads/2013/08/Историко-культурный-стандарт6. Стандарт профессиональной деятельности педагога [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf (дата обращения 10.03.2022).
7. Сумбатов-Южин А.И. К 250-летию русского театра // Сборник статей, Ч.3, 1921.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) образования [Электронный ресурс] – https://fgos.ru/ (дата обращения 01.09.2022).
Литература
9. Агафонов С. В., Вишняков Я.В., Могилевский Н.А. История России XIX-начала XX века, 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций / под общ. ред. В. Р. Мединского – М.: Просвещение, 2021, ч.2, 350 с.
10. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А., Токарева А.Я. История России, 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций / под ред. А. В. Торкунова – М.: Просвещение, 2016, ч.2, 145 с.
11. Безроднова Е. В. Забытая роль М.Н. Ермоловой / Российская академия театрального искусства – ГИТИС, 2009.
12. Бойко В. П. Русское купечество в пьесах А. Н. Островского и в статьях его критиков // Вестник Томского государственного университета, 2017. №48
13. Боровская Г.А. Это не Ермолова, это сама Трагедия! [Текст] / под ред. О.В.Наумовой // Интернет-журнал Человек без границ, Рубрика «Тайнопись искусства», 2014.
14. Верещагин А.С., Хайрдтинов Р.Х. История российского предпринимательства: от истоков до начала XX века // учебное пособие для студентов, 2009 – 245 с.
15. Гончаров
Сочетание замкнутости, грусти, элегии, энтузиазма составляло красоту ее актерской индивидуальности.
В этой статье Владимир Иванович Немирович-Данченко делает вывод, что владеть актерским искусством очень трудно, и что данные, какими актер овладевает зрителем очень разные.
В статье «М.Н.Ермолова» режиссер МХТ сравнивает Марию Николаевну Ермолову с другими западными актрисами (Сара Бернар и Элеонора Дузе). Например, он описывает детство великой актрисы как типичное для человека. Опять же Владимир Иванович упоминает о том, что она дочь суфлера Малого театра, воспитанница Театрального училища, которая «сохранила детские воспоминания русской деревни, а маленький домик около Каретного ряда — близ небольшой церкви и погоста — был источником ее первых жизненных впечатлений».
В этой статье Владимир Иванович также рассказывает о ее ролях. Он делит их на две категории. К первой категории относятся спектакли «Эмилия Галотти», где Мария Николаевна сыграла главную роль в 1