Работа с историческими источниками при изучении раздела «Россия в годы Смуты.» в 7 классе
Введение
Как неоднократно отмечалось политическими деятелями, учителями и преподавателями истории в различных образовательных учреждениях Российской Федерации, а также родителями и обучающимися общеобразовательных учреждений, история на сегодняшний день должна стать одним из ключевых предметов в обучении подрастающего поколения. В первую очередь это связано с тем, что именно история России является одним из ключевых знаний формирования российского общества. Без единой и правдивой истории Российская Федерация, имеет достаточно слабые шансы на то, чтобы устоять в современном глобальном обществе.
В разные периоды, в изучении истории в общеобразовательных учреждениях России имелись различные уклонения в ту или иную сторону. Наиболее наглядными стали этапы развития России в годы существования Советского Союза и первые десятилетия после развала СССР.
Актуальность. В современных реалиях история, как общеобразовательный предмет и научная дисциплина, начинает вновь развиваться в общен
Оглавление
Введение 3
Глава 1 Современное состояние современного школьного исторического образования 10
1.1 Особенности нормативно-правовой базы в сфере обучения истории использованием источников 10
1.2 Методика работы с историческими источниками 19
1.3 Место Смутного времени в преподавании истории России в 7 классе 28
Глава 2 Образцы типовых заданий 34
2.1 Примеры для Всероссийской проверочной работы (авторская разработка) 34
2.2 Примеры для Основного государственного экзамена (авторская разработка) 41
2.3 Примеры для Единого государственного экзамена (авторская разработка) 48
Заключение 57
Список источников и литературы 60
Список источников и литературы
Источники:
Буссов, К. Московская хроника. 1584—1613 гг. / Пер. и комм. И. И. Смирнова. - Москва; Ленинград : Изд-во АН СССР, 1961. — 400 с.
Летопись о многих мятежах и о разорении Московского государства от внутренних и внешних неприятеле. – Санкт-Петербург : Типография Сената, 1771. – 300 с.
Народное движение в России в эпоху Смуты начала XVII века, 1601-1608 / сост. Р. В. Овчинников; отв. ред.: Н. М. Рогожин. – Москва : Наука, 2003. – 491 с.
Новые документы о России конца XVI - начала XVII в.: сост. Г.Н. Анпилогов. – Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1967. – 327 с.
Новый летописец: Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). – Т. XIV, Ч. 1. - Санкт-Петербург : Тип. М.А. Александрова, 1910. – С. 23–154.
Масса, И., Петрей, П. О начале войн и смут в Московии. – Москва : Просвещение, 1997. – 219 с.
Пискаревский летописец: ПСРЛ. Т. 34. – Москва : Наука, 1978. – С. 31–220.
Повесть князя Ивана Михайловича Катырева-Ростовского. Извлечено из XIII-го тома Русской Исторической Библиотеки. - Санкт-Петербург: Издание Императорской Археографической Комиссии, 1908. – 154 с.
Смута в Московском государстве: Россия начала XVII столетия в записках современников. – Москва : Современник, 1989. – 462с.
Нормативно-правовые акты:
Данилюк, А.Я., Кондаков, A. М., Тишков, B. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. / А.Я. Данилюк, A. М. Кондаков, B. А. Тишков. – Москва : Просвещение, 2009. – 54 с.
Историко-культурный стандарт. – Режим доступа: https://historyrussia.org/sobytiya/podgotovlen-proekt-usovershenstvovannoj-kontseptsii-prepodavaniya-uchebnogo-kursa-istoriya-rossii.html (Дата обращения 16.04.2023).
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. – Режим доступа: http://council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec15756.pdf (Дата обращения 16.04.2023).
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 31 мая 2021 г. N 287). – Режим доступа: http://pall-school-11.ucoz.ru/Obrazovanie/fgos_noo_tretego_pokolenija.pdf (Дата обращения 16.04.2023)
Козлова, В. В. Кондакова, А. М. Фундаментальное ядро содержания общего образования.: под ред
Рассмотрим по отдельным видам изобразительные источники, так как они существенно дополняют понимание исторического контекста. В особенности это важно при работе с обучающимися, которым необходимо детализировать и визуализировать историческую эпоху.
Художественно-изобразительные — представлены огромным количеством различных картин, художественных фотографий, художественных фильмов и прочее. Наличие большого количества течений направлений в художественно-изобразительных, творческих работах, только специалисту дает возможность достаточно четко и подробно раскрыть идеи, суть, замысел и прочие условные обозначения в данных работах.
Изобразительно-графические — представлены также большим количеством различных графических изображений.
Исследуя данные виды источников, специалист может гораздо лучше понять природно-географические, про