Анализ доходов и расходов муниципального образования (на примере МО «Тарагайский наслег»)
ВВЕДЕНИЕ
Местный бюджет выступает важной составляющей любого муниципального образования, поскольку от эффективности финансового управления зависят большинство вопросов жизнеобеспечения населения и его социальная стабильность. В дипломной работе анализируется структура доходов и расходов местного бюджета на примере муниципального образования «Тарагайский наслег».
Целью написания является изучение сущности доходов и расходов муниципального образования.
Такая направленность обусловила постановку и выполнение следующих задач в ходе работы:
- изучение сущности финансов муниципального образования;
- рассмотрение местных бюджетов в качестве главной финансовой базы местных органов власти;
- изучение структуры доходов муниципального образования;
- выявление имеющихся источников доходов муниципальных образований;
- изучение расходных обязательств муниципальных образований;
- изучение структуры и размера доходов и использования бюджетных средств определенного муниципального образования;
- предложения по повышению эффективности формирования и исполнения местных бюджетов;
Объектом исследования являются доходы и расходы местного бюджета МО «Тарагайский наслег». Оптимальным промежутком времени, в течение которого возможно рассмотреть динамику доходов и расходов бюджета, является период в 2-3 года и более. Для изучения были взяты бюджеты 2019г., 2020г., и плановый бюджет 2021г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ
1.1 Понятие доходов и расходов, их классификация.......................................4
1.2 Нормативные документы регулирования доходов и расходов муниципального образования................................................................................6
1.3 Методика анализа доходов и расходов.....................................................10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ТАРАГАЙСКИЙ НАСЛЕГ»
2.1 Краткая экономическая характеристика организации.................................12
2.2 Анализ структуры и динамики доходов и расходов....................................15
2.3 Рекомендации по повышению доходности организации............................28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКИ................39
ПРИЛОЖЕНИЯ......................................................................................................42
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации с изменениями.
2. Закон Республики Саха (Якутия) «О Государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на очередной финансовый год».
Интернет-ресурсы:
3. Конституция Российской Федерации с изменениями.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая с изменениями.
5. Постановление Правительства Республики Саха (Якутии) от 28.12.2010 №595 «О порядке формирования государственного задания в отношении государственных бюджетных и казенных учреждений Республики Саха (Якутия) и финансового обеспечения выполнения государственного задания».
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 №671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» с изменениями.
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2013 №1010 «О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период» с изменениями.
8. Постановление Республики Саха (Якутия) от 25.05.2019 г. №218 (ред. от 02.08.2020) «О нормативных расходах на содержание органов государственной власти Республики Саха (Якутия)».
9. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2018 №180н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».
10. Приказ Минфина России от 20.11.2021 №112н «Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений» с изменениями.
11. Приказ Минфина России от 28.07.2020 №81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения».
12. Решение о бюджете МО «Табагинский наслег» Республики Саха(Якутия)
13. Управление финансовым состоянием организации (предприятия): учебное пособие / [Крылов Э. И. и др.]. – Москва: Эксмо, 2019. – 409 с.
14. Устав МО «Табагинский наслег» РС(Я).
15. Федеральный закон «О федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период».
16. Федеральный закон от 06.10.2021 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с изменениями.
17. Федеральный закон от 12.01.2020 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» с изменениями.
18. Финансовая политика компании: учебное пособие / В. А. Слепов, Е. И. Громова, И. Т. Кери. – Москва: Экономистъ, 20121. – 283 с.
19. Финансовая политика компании: учебное пособие / В. А. Слепов, Е. И. Громова, И. Т. Кери. – Москва: Экономистъ, 2021. – 283 с.
20. Финансовые резервы организации: анализ и контроль / Д. А. Ендовицкий, А. Н. Исаенко. – Москва: Кнорус, 2020. – 300 с.
21. Финансовые резервы организации: анализ и контроль / Д. А. Ендовицкий, А. Н. Исаенко. – Москва: Кнорус, 2020. – 300 с.
22. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений: учебник / О. В. Ефимова. – Москва: Омега–Л, 2019. – 350 с.
23. Финансовый менеджмент. Финансовый анализ. Финансы предприятий: [комплексный подход к управлению финансами]: учебное пособие / С. В. Галицкая. – Москва: Эксмо, 2019. – 649 с.
24. Финансовый менеджмент. Финансовый анализ. Финансы предприятий: [комплексный подход к управлению финансами]: учебное пособие / С. В. Галицкая. – Москва: Эксмо, 2019. – 649 с.
25. Электронный ресурс Министерства финансов Российской Федерации. – Режим доступа: http://www. minfin.ru.
26. Электронный ресурс о бюджетной системе Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.вudgetrf.ru.
27. Электронный ресурс Официального информационного портала РС(Я): http://sakha.gov.ru
28. Электронный ресурс справочно-правовой системы «Гарант». - Режим доступа: http://www. garant.ru
29. Электронный ресурс справочно-правовой системы «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www. consultant.ru.
На втором месте по удельному весу в структуре доходов от налоговых платежей занимают налоги на имущество: на имущество физических лиц и имущество предприятий. Как показывают результаты табл. 4 и 5, доходы от налогов на имущество в МО «Таргайский наслег» и их доля в общей структуре налоговых доходов имеют тенденцию к увеличению: если в 2019г. они составили 200718,0 тыс. руб. (12,5%), то в 2020г. платежи от налогов на имущество увеличились - они составили 235089,0 тыс. руб., на 17,1% больше, чем в 2019г. Однако в 2021 г. доходы от налогов на имущество сократились и составили 204854,0 тыс. руб., что на 14,8% меньше по сравнению с предыдущим годом. Доля в общем числе налоговых доходов составила 10,0%. Прослеживается динамика увеличения и платежей за пользование природными ресурсами. Если в 2019г. они составляли 123108,0 тыс. руб., то в 2020 г. они составили 190461,0 тыс. руб. В 2021 г. их удельный вес составил 10,0%. При этом темп прироста доли платежей за пользование природными ресурсами в общей структуре налоговых платежей значительно выше. Сюда входят платежи за пользование недрами: платежи и налог на добычу полезных ископаемых; палата за пользование водными объектами и земельный налог. Конечно, рост доходов по этим платежам не в последнюю очередь связан с увеличением ставки земельного налога. Уменьшились доходы от налогов на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы. К этим налогам и сборам относятся акцизы, лицензионные и регистрационные сборы и налог с продаж. Как показывают результаты табл. 4 и 5, если в 2019г. они составили 88926,0 тыс. руб., то в 2020г. всего 51961,0 тыс. руб. В 2021 г. произошло некоторое увеличение и данные вид доходов составил 61095,0 тыс. руб.