Политика Александра невского в середине XIII века: методические аспекты преподавания в школьном курсе истории
ВВЕДЕНИЕ
В истории средневековой Руси XIII век является периодом сильнейших потрясений. Русские земли, за исключением Новгородской и Псковской, были завоёваны с востока монголо-татарами, которые обложили их тяжелой данью. Тяжелым положением Руси решили воспользоваться ее северо-западные соседи - шведы и немцы, распространяя католичество на завоеванные шведско-немецкими рыцарями, земли. Русскому народу в XIII веке пришлось вести борьбу и с монголо-татарами, и отражать натиск противника с запада. Правление князя Александра Невского является сегодня величайшим эпизодом в истории Отечества и активно сегодня изучается не только школьниками в рамках уроков истории, но и многими учёными и историками. Этим и обусловлена актуальность моей выпускной квалификационной работы.
В моей работе предлагаются новые методические аспекты в разработке урока. Будут рассмотрены современные тенденции преподавания темы «Правление Александра Невского в середине XIII века» на уроке истории, также будут иссл
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
ГЛАВА1. РУСЬ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIII СТОЛЕТИЯ……………..7
1.1. Русь накануне монгольского нашествия. Новгород и Псков в 1220-1240 гг. ………………………………………………………………………..7
1.2. Монгольское нашествие и его итоги…………………………………..33
ГЛАВА 2. АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ - ВЫДАЮЩИЙСЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ XIII ВЕКА…………………………...39
2.1. Споры о дате рождения, детство и отрочество…………………….....39
2.2. Западное направление политики Александра Невского. Борьба со шведами и Ливонским орденом. ……………………………………………44
2.3. Восточное направление политики Александра Невского. Взаимоотношения с Монгольской империей и Золотой Ордой………….50
2.4. Дискуссионные вопросы политики Александра Невского..………….54
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В СЕРЕДИНЕ XIII ВЕКА» В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИСТОРИИ………………………………………..61
3.1. ФГОС и Концепция преподавания истории в связи с особенностями изучения правления Александра Невского в середине XIII века на уроках истории в средней школе…………………….61
3.2. Анализ школьной учебной литературы ……………………................71
3.3. Методическая разработка урока по теме и анализ урока....................74
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….88
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..93
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...99
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Источники:
1. Новгородская летопись-электронный ресурс:(https://информа.рус/александр-невский/источники/новгородская-летопись/)Александр Невский, 1240 год
2. Повесть Временных лет
3.Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра( электронный ресурс: Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра / Православие.Ru (pravoslavie.ru) )
Литература:
4.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2021 г. № 1897) [Режим доступа: (Уhttp://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId= 2588].
5.Федеральный закон об образовании[Режим доступа: https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/].
6.Историко-культурный стандарт. [Электронный ресурс]. URL: http://istoriksamara.ru/f11es/Istoriko-kulturnyj standart.pdf (дата обращения: 19.05 2021).
7.Арсентьев, Н. М.История России. 6 класс. 2 часть. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович ; под ред. А. В. Торкунова. — М. : Просвещение, 2019. — 128 с.
8.Александр Невский мыслитель, философ, стратег, святой. Фонд Андрея Первозванного. [Электронный РеСУРС]. URL: https://fap.ru/presscenter/articles/aleksandr-nevskiy-myslitel-fllosof-strateg-svyatoy/ (дата обр ащения:
9.Аветисян, С. А., Синегубов, С. Н., Тепер, Е. М. История отечества в лицах [Текст] /С.А. Аветисян, С.Н. Синегубов, Е.М. Тепер . - М.: Российская национальная Библиотека. – 1993. – 308c.
10.Александр Невский. Биография. [Электронный ресурс]. –Электрон. дан. -2010. –Режим доступа: http://www.ote4estvo.ru/praviteli-x-xiv-vv/35-aleksandr-nevskij.html–Загл. с экрана.
11.Александр Невский. Битва на реке Нева в 1240 году [Электронный ресурс]. –Электрон. дан. -2001. –Режим доступа: http://teen.fio.ru/news.php?n=4453&c=812. –Загл. с экрана
12.Александр Невский – мыслитель, философ, стратег, святой Автор: Русский обозреватель [Электронный ресурс]. –Электрон. дан. -2011. –Режим доступа: http://www.rus-obr.ru/ru-web/15550–Загл. с экрана.
13.Александр Невский (лектор - И.Н. Данилевский) Лекция 10 [Электронный ресурс]. –Электрон. дан. -2010. –Режим доступа: http://statehistory.ru/1195/Lektsiya-10---Aleksandr-Nevskiy--lektor---I-N--Danilevskiy-/–Загл. с экрана.
14.Ауров, О. [Рец.]: «Защитник земли русской Александр Невский» (Александр Невский. Государь. Дипломат
Основной причиной является разобщенность русских княжеств, следствием которой стало ослабление Руси. Русские земли, переживавшие в то время период феодальной раздробленности, оказались не способны отразить натиск сильного врага.
Монгольское государство, наоборот, находилось в эпохе расцвета. Сильная централизация, умелое и дисциплинированное войско покорило множество земель и народов.
В 1227 году умер Чингисхан. В соответствии с его завещанием обширные владения монголов были разделены на области (улусы) во главе с его сыновьями и внуками. Великим ханом был провозглашен сын Чингисхана Угэдей. Одному из внуков Чингисхана, Батыю, досталась часть земель от Иртыша и далее на запад до тех пределов, «до которых доходили копыта монгольских коней».
Эту территорию предстояло еще завоевать. Новый властелин Угэдей отправил своего племянника Батыя с огромным полчищем на запад для покорения стран к северу и