К вопросу о формировании функциональной грамотности на уроках технологии

Скачать статью на тему: К вопросу о формировании функциональной грамотности на уроках технологии
Author image
Fadis
Тип
Статья
Дата загрузки
13.10.2024
Объем файла
58 Кб
Количество страниц
15
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
320 руб.
400 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Аннотация. В статье охарактеризовано понятие «функциональная грамотность», обобщен материал по проблеме формирования функциональной грамотности у школьников. Уточнены цели формирования функциональной грамотности. Обозначена роль предметной области «Технология» формирования функциональной грамотности. 


Annotation. The article characterizes the concept of "functional literacy", summarizes the material on the problem of the formation of functional literacy among schoolchildren. The goals of the formation of functional literacy are clarified. The role of the subject area "Technology" in the formation of functional literacy is indicated.

 

Ключевые слова: грамотность, функциональная грамотность, математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление.

Keywords: literacy, functional literacy, mathematical literacy, reading literacy, science literacy, financial literacy, global competencies, creative thinking. 

Список литературы:
1. Алексашина, И. Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся : Учебно-методическое пособие / И. Ю. Алексашина, О. А. Абдулаева, Ю. П. Киселев; науч. ред. И. Ю. Алексашина. – СПб. : КАРО, 2019. – 160 с.
2. Вершловский С. Г., Матюшкина М. Д. Функциональная грамотность выпускников школ // Социологические исследования. 2007 №5 140–144 с.
3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс] / URL: https://docs.edu.gov.ru/document/ 3a928e13b4d292f8f71513a2c02086a3/download/1337/\
4. Ермоленко Валентина Андреевна Развитие функциональной грамотности обучающегося: теоретический аспект // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. – 2015. – №1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-funktsionalnoy-gramotnosti-obuchayuschegosya-teoreticheskiy-aspekt (дата обращения: 29.05.2023).
5. Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе по шести направлениям функциональной грамотности в учебном процессе и для проведения внутришкольного мониторинга формирования функциональной грамотности обучающихся / под ред. Г. С. Ковалевой. М: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. 360 с.
6. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. – Москва : Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528с.
7. Спецификация диагностической работы по функциональной грамотности для обучающихся 5-х классов общеобразовательных организаций г. Москвы [Электронный ресурс] / URL: https://100ballnik.com/ wp-content/uploads/2022/09/мцко-демоверсия-5класс-2022-грамотность.pdf
 

Читательская грамотность связана с чтением и передачей информации, потребностью в специалистах, которые могут плодотворно работать, быстро перестраиваться и адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам, обучаться, расширять свои знания и возможности; использовать различные источники информации; обрабатывать тексты, размышлять о них; участвовать в социальной жизни. 
Под математической грамотностью принято понимать способность человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. 
Естественнонаучная грамотностью способствует формированию умений выявлять проблемы, делать обоснованные выводы и принимать соответствующие решения, необходимые для понимания окружающего мира и изменений, которые вносит в него деятельность человека.
Оценка финансовой грамотности осуществляется с точки зрения трёх составляющих: знание и понимание финансовых терминов, понятий и финансовых рисков; навыки, мотивация и уверенность необходимые для принятия финансовых решений, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества; возможности участия в экономической жизни. 
Под глобальными компетенциями понимаются способности изучать глобальные и межкультурные проблемы, понимать и ценить различные мировоззрения и точки зрения, уважительно взаимодействовать с другими и принимать меры для коллективного благополучия и устойчивого развития.
Креативное мышление, как компонент функциональный грамотности, представляет собой умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше [5].

 

Похожие работы