Перспективы информатизации в различных сферах юридической деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы обусловлена стремительным развитием научно-технического прогресса, комплексной информатизацией жизни человека, а также необходимостью существенной доработки информационных систем, применяемых в судах общей юрисдикции и других сферах юридической деятельности.
Конституция РФ установила для каждого человека возможность свободного поиска, получения, передачи, создания, распространения информации любым законным путем (ч. 4 ст. 29). Таким образом, право людей на информацию о деятельности публичных органов власти (к которым относятся и судебные) должно быть открытым и доступным.
Россия входит в число современных государств, в которых работает система «электронного правосудия». На данный момент изменяется состояние информационно-правового обеспечения арбитражных судов. Трудности, которые возникают при внедрении ИТ-технологий, как правило, являются временными и носят устранимый характер.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ4
1. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ7
1.1 Содержание и разграничение понятий информация и информатизация7
1.2 Нормативно-правовое регулирование информации и информатизации в юридической деятельности14
2. ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ33
2.1 Информатизация различных сфер юридической деятельности33
2.2 Виды информационных технологий, используемых в правовой сфере45
2.3 Перспективы развития информатизации в юридической деятельности52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – 4 августа. – Ст. 4398.
О судах общей юрисдикции в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 № 1-ФКЗ (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 7. – Ст. 898.
О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 1. – Ст. 1.
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти: Федеральный закон от 23.06.2016 № 220-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2016. – № 26. – Ст. 3889.
Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации: Федеральный закон от 22.12.2008 № 262-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. – 2008. – № 52. – Ст. 6217.
Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 31. – Ст. 3448.
Постановление Правительства РФ "О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2002 - 2006 годы: Постановление Правительства РФ от 20.11.2001 N 805 (ред. от 06.02.2004" от 20.11.2001 (ред. от 06.02.2004) № N 805 // Собрание законодательства Российской Федерации. Постановление Совета судей РФ от 11.04.2002 N 75 "Об информатизации судов: Постановление Совета судей РФ " от 11.04.2002 № N 75 // Собрание законодательства Российской Федерации.
Постановление Президиума Верховного Суда РФ, Президиума Совета судей РФ "О внесении изменений в постановление Президиума Верховного Суда РФ, Президиума Совета судей РФ от 08.04.2020 N 821": от 29.04.2020 N 822 // Собрание законодательства Российской Федерации.
Первый федеральный закон в сфере информационного пространства «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ (Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149 ФЗ признан утратившим силу) ознаменовал окончание первого этапа в развитии государственного правового регулирования. Этим законом устанавливались правила регулирования правоотношений по ряду аспектов. Формируемые информационные ресурсы и их использование в виде документов для предоставления потребителям проходят путь, включающий такие этапы как создание, сбор, обработку, поиск и распространение. Для совершенствования сферы информационного пространства создаются и используются информационные технологии и средства их внедрения. Информатизация информационных процессов защищает не только информацию, но и права субъекта, в ней участвующего.
Ключевой момент становления информатизации российского общества характеризуется принятием федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ставшего заменой аналогичного законодательного акта 1995 г. Созданию федерального закона предшествовало формирование плана разработки мер, направленных на ратификацию конвенции Совета Европы о защите частных лиц в процессе автоматизированной обработки их персональных данных. Документ считается важным инструментом интеграционного взаимодействия Российской Федерации с единым информационным мировым пространством.[10]
Результаты реализации Федерального закона № 149-ФЗ продемонстрировали превосходство над результатами предыдущего закона, однако действенные механизмы так и не были определены. Тем не менее, в дальнейшем был принят ряд поправок к закону: