Феномен фейка в современном телевизионном дискурсе
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня, при наличии широкого спектра средств коммуникации в условиях тотального доминирования различных медиа-каналов и необходимости получать информацию без особых усилий и расходуя энергию, человек сталкивается с трудностями, связанными с получением достоверных и объективных сведений. Это связано с изменениями роли, принципов и функций достоверности факта: наступила эпоха «постправды», которая стирает границы между ложью и истиной. Статус правдивости факта снижается, и на первый план выходит фактоид или, как говорят в условиях современного массового потребления информации, «фейк».
Опасность данного феномена состоит, в частности, том, что он включает в себя ряд самых разнообразных явлений медиасреды. Развитие информационных технологий позволило фейкмейкерам создавать ложные информационные сообщения, подкрепляя их поддельными фото-, аудио- и видеоматериалами. В связи с этим отличить «фальшивку» от достоверной новости становится затруднительным.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение5
Раздел I Эволюция фейк-контента на российском телевидении10
Глава 1 Функциональные особенности фейка на современном телевидении10
Глава 2 Фейки в современном теледискурсе как инструмент информационного противоборства27
Глава 3 Фактчекинг как способ борьбы с фейковизацией медиапространства41
Раздел II Творческий проект «Авторский сюжет «Фактчекинг: не дай себя обмануть»56
Заключение63
Список использованных источников68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Перевод: с английского на русский fake// dic.academic.ru [эл. ресурс]//URL: https://translate.academic.ru//fake/ru/ (дата обращения:10.02.2023)
Шагалова, Е.Н. Словарь новейших иностранных слов. - М.: АСТ-Пресс школа, 2018.
В Общественной палате РФ обсудили распространение фейковой информации//РАЕК [эл. ресурс]// URL: https://raec.ru/live/branch/10393/ (дата обращения: 10.02.2023)
Объяснительный словарь иностранных слов, употребляемых в русском языке / Изд. В.Н. Углов. - СПб, 1859.
Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В.И. Даль; совмещ. ред. изд. В.И. Даля и И.А. Бодуэна де Куртенэ. – М.: Олма-Пресс: Крас. пролетарий, 2004.
Словарь иностранных слов (Чудинов А.Н., 1910) статьи на букву «М» (часть 4, «МИК»-«МОЛ»//Русский язык [эл. ресурс]// URL: http://rus-yaz.niv.ru/doc/foreign-words-chudinov/fc/slovar-204-4.htm#zag-16761 (дата обращения: 10.02.2023)
Мистификация - толковый словарь Кузнецова//GUFO.ME [эл. ресурс]//URL: https://gufo.me/dict/kuznetsov/мистификация (дата обращения: 10.02.2023)
Словарь-справочник политической психологии// vocabulary.ru [эл. ресурс]//URL: https://vocabulary.ru/termin/mistifikacija.html (дата обращения: 10.02.2023)
Ильченко, С.Н. Фейк в практике электронных СМИ: критерии достоверности // Медиаскоп. 2016. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2237 (дата обращения: 10.02.2023)
Суходолов, А.П. Феномен «Фейковых новостей» в современном медиапространстве // Евроазиатское сотрудничество: гуманитарные аспекты. 2017.
Распопова, С.С., Богдан, Е.Н. Фейковые новости: природа происхождения // Вестник ЧелГУ. 2017. №11 (407). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/feykovye-novosti-priroda-proishozhdeniya (дата обращения: 12.02.2023).
Allcott, Hunt & Gentzkow, Matthew Social Media and Fake News in the 2016 Election// Journal of Economic Perspectives. 31. 2017. URL: https://web.stanford.edu/~gentzkow/research/fakenews.pdf
Синельникова, Л.Н.
В материале говорится, что «видео было снято более чем за два десятилетия до рождения королевы Елизаветы», а «две женщины, замеченные в ролике, это жена и дочь бывшего президента Франции Поля Думера, который в то время был генерал-губернатором французского Индокитая».
Из представленных сведений становится ясно, что видео, вышедшее в эфир программы «60 минут» на телеканале «Россия-1», которое выдавалось как свидетельство жесткости англосаксов и, в частности, английской королевы по отношении к африканским народам, было сделано задолго до рождения Елизаветы, следовательно является недостоверным. Этот пример наглядно демонстрирует, как одно и то же сообщение может по-разному преподноситься в различных источниках, в зависимости от контекста и целей его создателей.
Успешность распространения данного фейка объясняется в том числе и тем, что телевидение продолжает занимать доминирующую позицию в процессе формирования общественного мнения, выполняя тем самым одну из важнейших функций средств массовой информации. Это связано, в первую очередь, с тем, что ТВ успешно сочетает в себе вербальные и визуальные способы отображения действительности, что позволяет наиболее эффективно управлять информационными потоками, а значит и вниманием, мнением аудитории. Сейчас, когда вещательные возможности телевидения существенно расширились, методы и инструменты манипуляции, используемые телевизионными компаниями, дают о себе знать в полном объеме.