Российский федерализм зарождение и эволюция
ВВЕДЕНИЕ
Территориальное устройство государства – это система взаимоотношений между государством в целом (его центральной частью) и территориальными составными частями. На протяжении последних двух столетий получили развитие две основные формы государственно-территориального устройства – унитарная и федеративная. Федеративная форма государственно-территориального устройства менее распространена среди государств мира. Из более чем двухсот государств лишь двадцать четыре являются федерациями, то есть государствами, в состав которых входят территориальные образования, обладающие определенной степенью государственно-правовой самостоятельности по отношению к совокупному государству.
Актуальность темы исследования. Российская Федерация бесспорно занимает важное место, среди государств с федеративной формой правления. Наша страна проделала не простой путь развития административно-территориального устройства, впрочем, этот процесс не завершен и по сей день.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………...……………...3
1.ФЕДЕРАЛИЗМ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ……..........................5
1.1 Федерализм и федерация ……..…….....................................................5
1.2 Основные федеративные модели ..………...……..…………………7
2 . СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА.......………....12
2.1 Опыт федеративного строительства в РСФСР, СССР.....………….12
2.2 Развитие федерализма в современной России ……………………17
3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА..….23
3.1 Проблема фантомного федерализма в развитии российской государственности………………………………………………………..…..23
3.2 Проблема количества субъектов федерации …………..….………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………..……………...…..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…….…………...….......30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. М.: Юрид. лит., 1997.
2. Резолюция III Всероссийского Съезда Советов «О федеральных учреждениях Российской Республики» // СУ РСФСР. 1918. № 15.
3. Федеральный закон «О национально-культурной автономии» от 17.06.1996г. № 74-ФЗ // Собрание Законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2965.
4. Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30.04.1999г. №82-ФЗ // Собрание Законодательства РФ. 03.05.1999. № 18. Ст. 2208.
5. Федеративный договор «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации» от 31 03.1992г. Федеративный договор: Документы. Комментарий. М.: Республика. 1994. 79с.
6. Указ Президента Российской Федерации «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13.05.2000г. №849 // Собрание Законодательства РФ. 15.05.2000г. № 20. Ст.2112.
7. Указ Президента Российской Федерации «О внесении дополнения и изменения в положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе, утвержденное Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. N 849» от 30.01.2001г. №97 // Собрание Законодательства РФ. 05.02.2001г. №6. Ст. 551.
Научная и учебная литература
8. Абдулатипов Р. Г. Россия на пороге XXI века: состояние и перспективы федеративного устройства. М.: Право. 1996. 253с.
9. Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. - М.: Славянский диалог. 2000. 655с.
10. Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф. Опыты федерализма. М.: Республика. 1994. 317с.
11. Актуальные проблемы политики и политологии в России: Сборник статей / Под общ. ред. B.C. Комаровского. - М.: РАГС. 2003. 311с.
12. Актуальные проблемы развития федеративных отн
Первым критерий — окраинное территориальное положение.
Второй критерий — требование, чтобы коренное население составляло большинство населения автономного образования.
Третьим критерием Сталин определил минимальную численность населения, необходимую для создания государства (1 млн чел.).
Если мы рассмотрим эти пункты более внимательно, то придем к выводу что они не имеют ни какого смысла. Однако эта бессмысленность воплощается в жизнь. Все это приводит к серьезной реорганизации; автономии, соответствующие сталинским критериям, переводятся в разряд ССP, вместо них статус АССР получает ряд территорий, не совсем соответствующих этим критериям. Четких границ отбора, какие народы получили право и повышение в статусе, Сталин не упомянул.