Интенциональность в истории философии

Цель работы заключается в том, чтобы проанализировать теоретическую часть рассматриваемого понятия и выработать ответы на наиболее актуальные философские вопросы
Author image
Timur
Тип
Реферат
Дата загрузки
11.08.2022
Объем файла
109 Кб
Количество страниц
17
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
400 руб.
500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Впервые понятие интенциональность было использовано в философии 12-13 веков, задолго до того, как это понятие появилось в лингвистике. Оно происходит от латинского слова “intentio”, что в переводе означает «стремление». Энциклопедический словарь под редакцией А.А. Ивина определяет следующее понятие данного термина: «Интенция является осознанной функцией, которая помогает с мыслительной стороны осознать некий объект. Интенция может формироваться благодаря желанию, мотивации [9]. Интенциональность определяется в виде производимого действия, служит составляющей любой деятельности индивида.
Начальный этап развития данного определения «интенция» имел отношение к схоластике, мыслительных операций, которые опираются на конкретный предмет или явление. Вопросы интенциональности и интенции изучаются на уровне онтологии и схожи с изучением основ сознания, мышления.
Определение интенциональности изучалось как в философии, так и психологии, лингвистических науках. Существует много трактовок понятия интенциональности, и до настоящего времени появляются научные труды по этому вопросу, в которых ученые пытаются выявить, например, связь интенциональности и субъекта, а также ее роль в процессе коммуникации. Данное определение изучается в синтезе различных учебных предметов, связано с мотивацией, действием, различным родом занятия, определяет желание личности преобразовать что-либо, либо изменить. В связи с вышеобозначенным особенную актуальность приобретает исследование имеющихся подходов ученых-философов к понятию интенциональности, ее свойствам. Последнее обосновано единой целью, которая заключается в том, чтобы проанализировать теоретическую часть рассматриваемого понятия и выработать ответы на наиболее актуальные философские вопросы.

 

Содержание

Введение 3

Основная часть 5

Заключение 16

Список литературы 18

Список литературы

1. Апель К.-О. Развитие «аналитической философии языка» и проблема «наук о духе» // Трансформация философии / К.-О. Апель. – Москва : Логос, 2001. - С. 103-170.

2. Безуглая Л. Р. Прагмалингвистическая концепция И. П. Сусова / Л. Р. Безуглая. - Винница : Тезис, 2009. - С. 249-260.

3. Витгенштейн Л. Философские работы / Л. Витгенштейн - Москва : Гнозис, 2004. – 520 с.

4. Гуссерль Э. Собрание сочинений. Феноменология внутреннего сознания времени. Э. Гуссерль; пер. с нем. и предисловие В. И. Молчанова. М.: Издательство «Гнозис», РИГ «ЛОГОС», 1994. – 1 т. – 177 с. 

5. Гуссерль Э. Логические исследования. Т. 1./ Э. Гуссерль. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество,   1999. – 224 с.

6. Гуссерль Э. Собрание сочинений. Логические исследования / Э. Гуссерль; пер. с нем. В. И. Молчанова. – М.: Гнозис, Дом интеллектуальной книги, 2001. – 3 т. - 129 с. 

7. Гуссерль Э. Логические исследования.  Пролегомены к чистой логике / Э. Гуссерль; пер. с нем. Э. А. Бернштейна, ред. С. Л. Франка. – М.: Академический проект, 2011. – 1 т. - 283 с.

8. Ивин А. А. Философия [Электронный ресурс] : энциклопедический словарь / А. А. Ивин; ред. А. А. Грицанова. – Москва : Гардарика, 2004. – URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/453/ИНТЕНЦИЯ (15.03.2015).

9. Ивин А. А. Философия: Энциклопедический словарь [Электронный ресурс] : энциклопедический словарь / А. А. Ивин – Москва : Гардарика, 2004. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/452/ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ (15.03.2017).

10. Кобозева И. М. Теория речевых актов / И. М. Кобозева. – Москва : Прогресс, 1996. – 422 с.

11. Кобозева И. М. Категории интенциональности и когнитивности в современной лингвистике [Электронный ресурс] : учеб. Пособие / И. М. Кобозева. – Режим доступа: http://.rspu.edu.ru/rspu/resources/for_linguists/kobozeva/koboz_ucheb_posob.doc (25.03.2018).

12. Крипке С. Загадка контекстов мнения // Новое в зарубежной лингвистике / С. Крипке – Москва : Прогресс. - 1996. - № 18 - С. 194-241.

13. Логинова М. В. Выразительность молчания как проблема эстетической онтологии / М. В. Логинова. - Саранск, 2003. - 186 с.

14. Серль Дж. Природа интенциональных состояний / Дж. Серль. – М.: Прогресс, 1997. – 96 с.

15. Серль Дж. Рациональность в действии / Дж. Серль. –  Москва : Прогресс-Традиция, 2004. – 333 с.

16. Формановская Н. И. Речевое общение: коммуникативно-прагматический подход / Н. И. Формановская – Москва : Русский язык, 2002. – 216 с.

17. Фреге Г. Логика и логическая семантика / Г. Фреге - М.: Либроком, 2000. - С. 220-246.

18. Brentano F. The distinction between mental and physical phenomena // Realism and the Background of Phenomenology / F. Brentano – Atascadero : Ridgeview Publishing, 1990 – P. 39-61.

19. Churchland P. M. Eliminative materialism and the propositional attitudes / Churchland P. M. // Journal of philosophy. – 2001. – № 78. – P. 67-90.

20. D. Dennet. Intentionality // The Oxford Companion to the Mind / Dennet D. – Oxford : Oxford University Press, 1997 – 1024 p.

21. Husserl E. Ideen zur einer reinen Phänomenologie und phänomenologische Philosophie. E. Husserl, - Haag :  Holland  1922.  Buch 1 – 249 S.

22. Husserl E. Logische Untersuchungen. E. Husserl – Osnabrück : Deutschland, 1990 – 748 S.

23. Quine W. Reference and Modality / Quine W. // a Logical Point of View. – Cambridge : Harvard University Press, 1997. – P. 139-159.

Трудности наступают в момент, когда в своем интендировании человек не может «опереться» на какой-либо физический объект. В случае, когда интенциональный объект находится за пределами собственного внутреннего мира, но он и не находит поддержки и в окружающей действительности. Он не существует ни в объективной, ни в субъективной реальности – он виртуален. Проблема заключалась в том, каков онтологический статус интенционального объекта и какое место он занимает в сущности [21].
Многие учёные-реалисты, в числе которых и Д. Деннет, утверждают, что трудности данной проблемы не находят выхода [20]. А вот учёный Гуссерль отмечает, что если взять за основу мысль о интенциональности всех объектов, предметов, явлений, которые не будут зависеть от сознания, то проблемных моментов тоже не будет [4]. Поэтому, интенциональное бытие определяется в трансцендентализме в виде реального мира, не имеющего вымышленных и параллельных основ, ведь за созданной действительность не может быть другого мира. Такой подход Гуссерля и будет создавать определение интенциональности в осмыслении предметов и явлений.
Важно отметить следующие идеи Гуссерля, которые выражают интенциональные составляющие в различной форме. Так, интенциональный акт может быть в форме реального представления об объекте. Такое определение интенции построено на ноэмной структуре, а также сущности материи. Здесь интенция может быть выражена в осмыслении, анализе, работе мышления. Такое обоснование является сущностью феноменологии, осмыслении объектов с интенциональной точки зрения, интуитивной основы. 

 

Похожие работы