Игра как инструмент активизации познавательной деятельности учащихся на уроках обществознания на ступени основного общего образования
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современной педагогике остро стоит проблема активизации познавательной деятельности учеников. Современные дети и подростки страдают нежеланием учиться, испытывают трудность с усвоением новой информации, так как в наши дни они получают огромные потоки информации из разных источников и не успевают правильно ее обрабатывать. Поэтому педагогика нуждается в поиске новых технологий обучения, которые помогут активизировать познавательную деятельность учащихся. Ведь познавательная деятельность важна для качественного развития личности, формирования целеустремленности, ответственности и виденья новых возможностей.
Игровая технология в нынешнее время является частью образовательного процесса. Практика показывает, что использование игры на уроках может повысить у учащихся интерес к предмету, развивать мышление, речь и действия одновременно, что позволяет активизировать познавательную деятельность у обучающихся.
Оглавление:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 5
1.1 Понятие и сущность игровой технологии в образовании 5
1.2 Познавательные возможности 14-летних подростков 9
1.3 Особенности применения игровой технологии на этапе активизации познавательной деятельности в подростковом возрасте 12
ГЛАВА II. АСПЕКТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 8 КЛАССЕ 16
2.1 Подходы к отбору игр для уроков обществознания с учетом когнитивных возможностей обучающихся разных возрастных групп 16
2.2 Возможные практики проведения уроков обществознания в 8 классе с использованием игровой технологии для активизации познавательной деятельности 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алексашкина, Л. Н. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории / Л. Н. Алексашкина, Н. И. Ворожейкина // Преподавание истории и обществознания в школе. – № 5. – 2018. – С. 20-21.
2. Букатов, В. М. Педагогические таинства дидактических игр: Учеб. Пособие / В. М. Букатова. – М.: Просвещение, 2017. – 220 с.
3. Вяземский, Е. Е. О разработке и реализации концепции учебных предметов «история» и «обществознание» / Е. Е. Вяземский, О. М. Хлытина // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2018. – № 1. – С. 35-41.
4. Горохова, О. А. Ролевая игра как инструмент активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории / О. А. Горохова // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2020. – № 1. – С. 60-65.
5. Губаренко, Ю. П. Игровые формы уроков истории и обществознания / Ю. П. Губаренко // Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе». – №9. – 2017. – С. 56-59.
6. Гуслова, М. Н. Инновационные педагогические технологии: Учебник / М. Н. Гуслова. – М.: Academia, 2018. – 672 c.
7. Дорошенко, Н. С. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания. Методические рекомендации / Н. С. Дорошенко // Молодой ученый. – 2017. – № 24. – С. 937-943.
8. Дыбина, О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография / О. В. Дыбина. – М.: Педагогическое общество России, 2018. – 128 с.
9. Едиханова, Г. Г. Формирование познавательных интересов обучающихся / Г. Г. Едиханова // Молодой ученый. – 2016. – № 30 (134). – С. 381-383. – URL: https://moluch.ru/archive/134/37595/ (дата обращения: 23.11.2021).
10. Ермизина, Ю. А. Пути развития познавательного интереса у подростков / Ю. А. Ермизина // Молодой ученый. – 2016. – № 9 (113). – С. 1107-1113. – URL: https://moluch.ru/archive/113/29369/ (дата обращения: 23.11.2021).
11. Зайцев, В. С. Игровые технологии в профессиональном образовании : учебно-методическое пособие / В. С. Зайцев. – Челябинск: Издательство «Библиотека А. Миллера», 2019. – 23 с.
12. Коджаспирова, Г. М. Педагогика / Г. М. Коджаспирова. – М.: Гардарики, 2019. – 430 с.
13. Копылова, В. Б. Место и роль игровых технологий в образовательном процессе / В. Б. Копылова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). – Краснодар: Новация, 2016. – С. 156-158. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9596/ (дата обращения: 23.11.2021).
14. Короткова, М. В. Методика проектирования, разработки и использования творческих заданий по истории / М. В. Короткова // Преподавание истории в школе. – 2016. – № 3. – С. 3-10.
15. Крючкова, Е. А. Особенности организации познавательной деятельности учащихся на уроках истории в условиях современной информационной среды / Е. А. Крючкова // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2020. – № 1. – С. 44-50.
16. Матяш, Н. В. Инновационные педагогические технологии: Проектное обучение / Н. В. Матяш. – М.: Academia, 2018. – 256 c.
17. Михайленко, Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т. М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2016 г.). – Т. 1. – Челябинск: Два комсомольца, 2016. – С. 140-146. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ (дата обращения: 23.11.2021).
18. Николенко, Л. А. Игры в педагогическом процессе. Методические рекомендации / Л. А. Николенко. – М.: Просвящение, 2017. – 260 с.
19. Новикова, А. М. Методология игровой деятельности / А. М. Новикова // Школьные технологии. – 2019. – № 6. – С.77-89.
20. Сальникова, Т. П. Педагогические технологии: Учебное пособие / Т. П. Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2020. – 128 c.
21. Чугунова, К. А. Познавательный интерес в подростковом возрасте / К. А. Чугунова, Е. В. Якунина // Молодой ученый. – 2016. – № 28 (132). – С. 963-965. – URL: https://moluch.ru/archive/132/37143/ (дата обращения: 23.11.2021).
22. Шевченко, Н. И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания: Учебно-методические материалы / Н. И. Шевченко. – М.: Рус. слово – учебник, 2017. – 208 c.
23. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности / Г. И. Щукина. – М.: Омега-Л, 1997. – 356 с.
Игра, как игровая технология обучения, служит не только развлекательным средством получения удовольствия для человека, но также работает на закрепление определенных навыков, стимулирует многие процессы при развитии, воспитании и обучении. В игре ребенок или подросток способен самореализовываться, учится самостоятельности в принятии решений, углубляют и закрепляют свои навыки и умения, адаптируются к новым условиям.
Активизировать познавательную деятельность у 14-летних подростков можно осуществить только подходя к этому вопросу в индивидуальном порядке, зная психологические особенности подростка, пути стимулирования и побуждении познавательного интереса индивида. Также необходимо понимать непрерывность воздействия на активизацию познавательного интереса ученика.