Игра как инструмент активизации познавательной деятельности учащихся на уроках обществознания на ступени основного общего образования

Цель работы – изучить возможность использования игры на уроках обществознания для активизации познавательной деятельности школьников
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
11.08.2022
Объем файла
234 Кб
Количество страниц
20
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
720 руб.
900 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В современной педагогике остро стоит проблема активизации познавательной деятельности учеников. Современные дети и подростки страдают нежеланием учиться, испытывают трудность с усвоением новой информации, так как в наши дни они получают огромные потоки информации из разных источников и не успевают правильно ее обрабатывать. Поэтому педагогика нуждается в поиске новых технологий обучения, которые помогут активизировать познавательную деятельность учащихся. Ведь познавательная деятельность важна для качественного развития личности, формирования целеустремленности, ответственности и виденья новых возможностей.
Игровая технология в нынешнее время является частью образовательного процесса. Практика показывает, что использование игры на уроках может повысить у учащихся интерес к предмету, развивать мышление, речь и действия одновременно, что позволяет активизировать познавательную деятельность у обучающихся.

Оглавление:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ОСОБЕННОСТИ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 5

1.1 Понятие и сущность  игровой технологии в образовании 5

1.2 Познавательные возможности 14-летних подростков 9

1.3 Особенности применения игровой технологии на этапе активизации познавательной деятельности в подростковом возрасте 12

ГЛАВА II. АСПЕКТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 8 КЛАССЕ 16

2.1 Подходы к отбору игр для уроков обществознания с учетом когнитивных возможностей обучающихся разных возрастных групп 16

2.2 Возможные практики проведения уроков обществознания в 8 классе с использованием игровой технологии для активизации познавательной деятельности 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Алексашкина, Л. Н. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории / Л. Н. Алексашкина, Н. И. Ворожейкина // Преподавание истории и обществознания в школе. – № 5. – 2018. – С. 20-21.

2. Букатов, В. М. Педагогические таинства дидактических игр: Учеб. Пособие / В. М. Букатова. – М.: Просвещение, 2017. – 220 с.

3. Вяземский, Е. Е. О разработке и реализации концепции учебных предметов «история» и «обществознание» / Е. Е. Вяземский, О. М. Хлытина // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2018. – № 1. – С. 35-41.

4. Горохова, О. А. Ролевая игра как инструмент активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории / О. А. Горохова // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2020. – № 1. – С. 60-65.

5. Губаренко, Ю. П. Игровые формы уроков истории и обществознания / Ю. П. Губаренко // Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе». – №9. – 2017. – С. 56-59.

6. Гуслова, М. Н. Инновационные педагогические технологии: Учебник / М. Н. Гуслова. – М.: Academia, 2018. – 672 c.

7. Дорошенко, Н. С. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания. Методические рекомендации / Н. С. Дорошенко // Молодой ученый. – 2017. – № 24. – С. 937-943.

8. Дыбина, О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. Практико-ориентированная монография  / О. В. Дыбина. – М.: Педагогическое общество России, 2018. – 128 с.

9. Едиханова, Г. Г. Формирование познавательных интересов обучающихся / Г. Г. Едиханова // Молодой ученый. – 2016. – № 30 (134). – С. 381-383. – URL: https://moluch.ru/archive/134/37595/ (дата обращения: 23.11.2021).

10. Ермизина, Ю. А. Пути развития познавательного интереса у подростков / Ю. А. Ермизина // Молодой ученый. – 2016. – № 9 (113). – С. 1107-1113. – URL: https://moluch.ru/archive/113/29369/ (дата обращения: 23.11.2021).

11. Зайцев, В. С. Игровые технологии в профессиональном образовании : учебно-методическое пособие / В. С. Зайцев. – Челябинск: Издательство «Библиотека А. Миллера», 2019. – 23 с.

12. Коджаспирова, Г. М. Педагогика / Г. М. Коджаспирова. – М.: Гардарики, 2019. – 430 с.

13. Копылова, В. Б. Место и роль игровых технологий в образовательном процессе / В. Б. Копылова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). – Краснодар: Новация, 2016. – С. 156-158. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9596/ (дата обращения: 23.11.2021).

14. Короткова, М. В. Методика проектирования, разработки и использования творческих заданий по истории / М. В. Короткова // Преподавание истории в школе. – 2016. – № 3. – С. 3-10.

15. Крючкова, Е. А. Особенности организации познавательной деятельности учащихся на уроках истории в условиях современной информационной среды / Е. А. Крючкова // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2020. – № 1. – С. 44-50.

16. Матяш, Н. В. Инновационные педагогические технологии: Проектное обучение / Н. В. Матяш. – М.: Academia, 2018. – 256 c.

17. Михайленко, Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т. М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2016 г.). – Т. 1. – Челябинск: Два комсомольца, 2016. – С. 140-146. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ (дата обращения: 23.11.2021).

18. Николенко, Л. А. Игры в педагогическом процессе. Методические рекомендации / Л. А. Николенко. – М.: Просвящение, 2017. – 260 с.

19. Новикова, А. М. Методология игровой деятельности / А. М. Новикова // Школьные технологии. – 2019. – № 6. – С.77-89.

20. Сальникова, Т. П. Педагогические технологии: Учебное пособие / Т. П. Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2020. – 128 c.

21. Чугунова, К. А. Познавательный интерес в подростковом возрасте / К. А. Чугунова, Е. В. Якунина // Молодой ученый. – 2016. – № 28 (132). – С. 963-965. – URL: https://moluch.ru/archive/132/37143/ (дата обращения: 23.11.2021).

22. Шевченко, Н. И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания: Учебно-методические материалы / Н. И. Шевченко. – М.: Рус. слово – учебник, 2017. – 208 c.

23. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности / Г. И. Щукина. – М.: Омега-Л, 1997. – 356 с.

Игра, как игровая технология обучения, служит не только развлекательным средством получения удовольствия для человека, но также работает на закрепление определенных навыков, стимулирует многие процессы при развитии, воспитании и обучении. В игре ребенок или подросток способен самореализовываться, учится самостоятельности в принятии решений, углубляют и закрепляют свои навыки и умения, адаптируются к новым условиям.
Активизировать познавательную деятельность у 14-летних подростков можно осуществить только подходя к этому вопросу в индивидуальном порядке, зная психологические особенности подростка, пути стимулирования и побуждении познавательного интереса индивида. Также необходимо понимать непрерывность воздействия на активизацию познавательного интереса ученика.