Проект увеличения пропускной способности магистрального нефтепровода «ВСТО-2» на участке НПС-34 – НПС-36
ВВЕДЕНИЕ
Нефтепроводы являются главным транспортным средством в нефтяной промышленности и играют ключевую роль в транспортировке нефти и газа из мест добычи в места обработки и транспортировки. Пропускная способность нефтепровода определяет скорость и объем перекачиваемого сырья, которая тем самым является основным показателем эффективности нефтяной промышленности.
Магистральный нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» обеспечивает трубопроводную транспортировку нефти с месторождений Восточной и Западной Сибири на нефтеперерабатывающие предприятия российского Дальнего Востока и рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
Восточный нефтепровод (трубопроводная система «Восточная Сибирь – Тихий океан»): ВСТО-1 - нефтепровод, проходящий от г. Тайшет (Иркутская область) до г. Сковородино (Амурская область) и ВСТО-2, идущий дальше до нефтеналивного порта Козьмино в заливе Находка. Соединяет месторождения Западной и Восточной Сибири с рынками Азии и США. Протяженность – 4740 к
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 6
1 Общие сведения о компании ООО «Транснефть Дальний Восток» 9
2 Причины снижения пропускной способности нефтепровода 11
2.1 Виды загрязнений внутренней поверхности нефтепровода 11
2.2 Асфальтосмолопарафинистые отложения как причина снижения пропускной способности нефтепровода 12
2.3 Очистка нефтепроводов от отложений 15
3 Способы увеличения пропускной способности нефтепровода 20
3.1 Строительство лупинга и вставки большего диаметра 21
3.2 Увеличение количества насосных станций 24
Применение противотурбулентных присадок 25
3.3.1 Характеристики противотурбулентных присадок 30
3.4 Технологии применения подогрева транспортируемой среды 34
4 Расчетная часть 37
4.1 Расчет длины лупинга 38
4.2 Расчет длины вставки 42
4.3 Расчет увеличения пропускной способности при строительстве дополнительной перекачивающей станции 46
4.4 Расчет концентрации противотурбулентной присадки 49
4.5 Результаты расчета и выбор оптимальной технологии 50
5 Экономический расчет 56
5.1 Расчет единовременных затрат на реализацию проекта 56
5.1.1 Расчет сметной стоимости строительства 57
5.1.2 Расчет затрат на оплату труда и страховых взносов на строительство станции 61
5.2 Расчет амортизационных отчислений 62
6 Техника безопасности и охрана природы 64
6.1 Основные производственные опасности и вредности на проектируемом объекте 64
6.2 Анализ потенциальных опасных и вредных производственных факторов при проведении работ с противотурбулентными присадками 65
6.3 Техника безопасности при сварочно-монтажных работах 66
Аспекты безопасной работы 68
6.5 Средства индивидуальной защиты 70
6.6 Охрана окружающей среды 70
Заключение 72
Список использованных источников 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
А.А. Коршак, А.М. Нечваль «Проектирование и эксплуатация газонефтепроводов»; учебник для Вузов под редакцией А.А. Коршака, СПБ: Недра, 2008. - 488 с.
Р.А. Алиев, В.Д. Немудров и др. «Трубопроводный транспорт нефти и газа». – Москва: Недра, 1988., 368 с.
Козаченко А.Н., Никишин В.И., Поршаков Б.П. Энергетика трубпроводного транспорта газов: Учебное пособие. – М.: ГУП «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. Губкина, 2001. – 400 с.
Ибрагимов Н.Г., Хафизов А.Р., Шайдаков В.В. Осложнения в нефтедобыче. Уфа: «Монография», 2003. С. 293.
П.И. Тугунов, В.Ф. Новоселов, А.А. Коршак, А.М. Шаммазов «Типовые расчёты при проектировании и эксплуатации нефтебаз и нефтепроводов». Учебное пособие для ВУЗов. – Уфа: ООО «Дизайнполиграфсервис», 2002.
СП 36.13330.2012 Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85* (с Изменениями N 1, 2, 3) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/1200103173.
Полозков В.Т. «Охрана окружающей среды и противокоррозионная защита на магистральных нефтегозопроводах, нефтебазах и газохранилищах» г. Москва «Недра» 1975 г.
Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности: федер. нормы и правила – Введ. 12.03.2013 – Москва: ЗАО НТЦ ПБ, 2013. – 288 с.
Чухарева Н.В. Транспорт скважиной продукции: учебное пособие / Н.В. Чухарва, А.В. Рудаченко, А.Ф. Бархатов, Д.В. Федин; Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. – 357 с.
РД 153-39.4-056-00 - Правила технической эксплуатации магистральных нефтепроводов.
Гареев, М.М. Противотурбулентные присадки для снижения гидравлического сопротивления трубопровода/ М.М. Гареев, Ю.В. Лисин, В.Н. Манжай, А.М. Шаммазов – СПБ.: Недра, 2013. – 228 с.
РД 153-39.4-113-01 «Нормы технологического проектирования магистральных нефтепроводов».
СНиП III-4-80. "Техника безопасности в строительстве". – М.: Госстрой России, 1999.
Г. Г. Васильев, Г.Е. Коробков, А.А.
Противотурбулентная присадка (ПТП) – это раствор или суспензия высокомолекулярного углеводородного полимера в растворителе.
За счет использования этих реагентов снижается турбулентность в пристенной области нефтепровода и уменьшается гидравлическое сопротивление линейной части и потери напора на трение.Применение присадки позволяет увеличить пропускную способность участков трубопроводов до 30% и в некоторых случаях отказаться от строительства параллельных ниток трубопровода и лупингов. Тем самым сокращаются операционные и капитальные затраты в случае необходимости увеличения пропускной способности. Принцип действия ПТП представлен на рисунке 3.2.
Рисунок 3.2 – Принцип действия противотурбулентных присадок
Говоря простым языком, когда жидкие углеводороды движутся по нефтепроводу, возникает турбулентный режим течения, характеризу