Методические основы и особенности обучения пленэрной живописи с использованием искусствоведческого материала
Сфера искусства и культуры является неотъемлемой частью современного общества. Эта сфера влияет на всю жизнь человека. А для того, чтобы воспитать эстетически развитую личность, необходимо уделять большое внимание образовательному процессу, особенно художественному воспитанию. Именно художественное образование является основой российской культуры и сферы искусства.
В современной художественной педагогике наиболее актуальной проблемой является организация занятий живописью на открытом воздухе. Современная педагогика требует методов обучения, содействующих формированию у обучающихся объективного понимания природы и реальной жизни. Обучение в условиях пленэра предоставляет широкие возможности для творческого развития учеников, поскольку они являются продолжением учебных занятий по композиции и рисованию с натуры.
Список использованных источников
Аксенова М.Д. Искусство: энциклопедия для детей /Аксенова М.Д. – Москва: Аванта+, 2010. – 591 с.
Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа: учеб. пособие для студентов вузов/Бесчастнов Н.П – Москва: Владос, 2008. – 301 с.
Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок, Живопись, Композиция / Беда Г.В. – Москва: Просвещение, 1981. – 239 с.
Волков Н.Н. Цвет в живописи / Волков Н.Н. – Москва: Искусство, 1985. – 246 с.
Игнатьев С.Е. Теория и практика развития изобразительной деятельности детей: автореферат дис. на соск. учетн. степ. док. пед. наук / С.Е. Игнатьев; Московский государственный областной университет. – Москва: Типография МГПУ, 2007. – 39 с.
Кадыйрова Л. Х. Пленэр: практикум по изобразительному искусству: учебное пособие / Л. Х. Кадыйрова. – Москва: Владос, 2012. – 104 с.: ил. – (Изобразительное искусство). – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=234853 (дата обращения: 10.02.2022). – Текст: электронный.
Костерин Н.П. Учебное рисование: уч. пособие для учащихся / Н.П. Костерин. – Москва: Просвещение, 1984. – 272 с.
Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе / В.С. Кузин. – Москва: Просвещение, 1992. – 208 с.
Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: учеб. Пособие / Ю.М. Кирцен. – Москва: Высшая школа, 2005. – 272 с.
Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: учебник / Н.Г. Ли. – Москва: Эксмо, 2010. – 480 с.
Жданова Н.И. Изобразительная деятельность в процессе обучения живописи на пленэре: учеб. метод. Пособие / Н.И. Жданова. – Н. Новгород: НГПУ, 2006. – 34 с.
Жданова Л.А. Обучение живописи на пленэре как процесс развития художественно-творческой индивидуальности студентов: дис. канд. пед. Наук/Л.А Жданова; Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств – Санкт-Петербург: Типография РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. – 201 с.
В процессе овладения навыками живописи дети развивают композиционные умения, формировали систему знаний закономерностей реалистического изображения, расширяют свой кругозор. Они умчаться творчески мыслить, использовать в своей работе различные техники и методы мастеров прошлого, находить гармоничные цветовые решения.
Критерии оценки уровня творческой активности учащихся посредством пленэрной живописи в условиях детской художественной школы можно обозначить рядом показателей:
- самовыражение в творческой деятельности: оригинальность мышления, способность точно воспроизводить соотношение тона и цвета, конструктивное пространственное восприятие;
- степень владения инструментами и материалами: навыки работы красками и графическими материалами, владение различными методами создания эскизов и сложной многоэтапной работы, умение использовать различные техники в живописи;
- степень реализации художественных идей: способность реализовывать идеи в живописи, умение составлять композиции;
- степень креативности в практической деятельности: знание и владение различными методами изображения, навыки рисования;
- умение применять знания в области истории искусств на практике.