Эволюция кинорецензий в мультимедийных СМИ
ВВЕДЕНИЕ
Жанр кинорецензии, возникший с рождением кинематографа в начале ХХ века, перенес значительные изменения в эпоху Интернета. Первоначально кинорецензии публиковались в газетах, журналах и специализированных изданиях, со второй половины ХХ века они стали размещаться также на радио и телевидении, а с появлением Интернета начался бурный рост количества не только профессиональных, но и непрофессиональных, любительских кинорецензий в интернет-пространстве. Сегодня онлайн-кинорецензии публикуются на сайтах периодических изданий, в профессиональных и любительских блогах и социальных сетях. Благодаря техническим возможностям Интернета жанр кинорецензии приобретает индивидуальные черты.
Актуальность данной работы определяется увеличением количества изданий, в том числе мультимедийных, публикующих кинорецензии. Жанр сетевой кинорецензии является малоизученным. Это связано с приходом новых технологий и интернета, клипового мышления. Журналистские тексты в жанре рецензии помогают зрите
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Развитие кино в России 6
1.2. Становление и развитие жанра кинорецензии 13
1.3. Кинорецензия: медиапотребление и вызовы XXI века 18
1.4. Мультимедийная журналистика: понятие, специфика, форматы 26
II. КИНОРЕЦЕНЗИИ В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ МЕДИАСРЕДЫ: ПРОБЛЕМАТИКА И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЖАНРА ЗА 2018–2023 ГОДА 35
2.1. Общие тенденции формирования жанра современной российской кинорецензии в мультимедийных СМИ. 35
2.2. Своеобразие кинорецензии в специализированных мультимедийных СМИ 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Алексей Каменский. Как «Кинопоиск» стал главным киноресурсом Рунета // Forbes. URL: https://www.forbes.ru/tehnologii/tehnika-i-biznes/239172-kak-kinopoisk-stal-glavnym-kinoresursom-runeta (дата обращения 19.05.2023)
2. Баранова Е.А. Конвергентная журналистика. Теория и практика. М.: ЮРАЙТ, 2014.
3. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.
4. «Биржевые ведомости», 8 апреля (26 марта) 1908 года (вечерний выпуск). URL: http://starosti.ru/archive.php?m=4&y=1908 (дата обращения: 22.04.23).
5. Брежнева, Д. Д. Жанрово-стилистические и когнитивные особенности кинорецензии как вида массово-информационного дискурса Человек и наука. – 2013. URL: http://cheloveknauka.com/v/546190/a?#?page=1 (дата обращения: 25.04.23).
6. Боже, царя храни? Рецензия на фильм «Союз спасения» // Кинопоиск. URL: https://www.kinopoisk.ru/user/1365749/comment/2860714/ (дата обращения 21.03.2021)
7. Валерий Кичин. Почему российский блокбастер «Огонь» вышел в лидеры проката // Российская газета. URL: https://rg.ru/2021/03/08/pochemu-rossijskij-blokbaster-ogon-vyshel-v-lidery-prokata.html (дата обращения 19.05.2023)
8. Василий Степанов. Слушаю наше вздыхание – О «Вызове» и русском космосе // Сеанс. URL:https://seance.ru/articles/vyzov/ (дата обращения 19.05.2023)
9. Веном // Российская газета. URL: https://rg.ru/2018/10/03/venom-moglo-byt-luchshe-no-sojdet.html (дата обращения: 19.05.2023).
10. Винникова А. Кинорецензия как жанр журналистики. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kinoretsenziya-kak-zhanr-zhurnalistiki (дата обращения: 28.04.23).
11. Вишневский В. Е. Библиография отдельных и периодических изданий дореволюционной кинематографии // Киноведческие записки. — М.: Эйзенштейн-центр, 2001. — № 51. — С. 302—325.
12. Воровочки, воровки, воровки-вороваечки // Российская газета. URL: https://rg.ru/2018/06/20/8-podrug-oushena-zhenshchiny-kradut-cacki.html (дата обращения: 19.05.2023).
13. Дзялошинский И. М. Медиапотребление как характеристика медиааудитории // Медиаобразование-2014. М., 2014.
14. Дмитрий Сосновский. Славные ублюдки // Российская газета. URL: https://rg.ru/2021/08/05/otriad-samoubijc-missiia-navylet-dzhejms-gann-reanimiruet-dc.html
15. Долин А.В. Война френдов // Сеанс. URL: https://seance.ru/articles/friends-war/ (дата обращения: 30.04.23). (признан иноагентом)
16. Долин А.В. Уловка XXI: очерки кино нового века. М.: Ад Маргинем Пресс, 2010. с.4 (признан иноагентом)
17. Евгений Ткачев. Новый «Чебурашка»: идеальное кино для восстановления ментального здоровья // Афиша.Daily. URL: https://daily.afisha.ru/cinema/24978-novyy-cheburashka-idealnoe-kino-dlya-vosstanovleniya-mentalnogo-zdorovya/ (дата обращения 20.05.2023)
18. Егор Беликов. Мальчики
В начале 2000-х годов прогнозировалось, что в журналистике в будущем будет использоваться только мультимедиа.
Термин «мультимедиа» описывает онлайн-передачу контента, который невозможен в печатной прессе, например сочетание текста и видео или аудио, либо различные интерактивные элементы.
В целом, мультимедиа можно рассматривать как сложную информационную экосистему, где различные формы и методы связи взаимодействуют в зависимости от самой современной технологии, которая часто является цифровой. Е.А. Баранова предлагает понимать это явление в широком, двойственном ключе, хотя и снова не избегает традиции приравнивать медийные феномены к СМИ: «Мультимедиа (от англ, multi – множественный и лат. media – СМИ; средства распространения информации, средства аудиовизуальной информации) – это: 1) предоставление контента с использованием текстовых, фото-, видео-, аудиоматериалов, графики, а также использование гипертекстового предоставления информации; 2) представ