К вопросу формирования информационно - образовательного пространства обучающихся инженерных направлений подготовки
В статье представлены результаты эмпирического исследования, проведенного на основе анкетирования среди студентов инженерных направлений подготовки Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. Выявлены особенности взаимодействия обучающихся инженерных направлений подготовки с информационным пространством.
Одной из самых значимых и ярких характеристик современного общества является его информатизация. Процесс информатизации получил свое начало в 70-е годы 20 столетия и в дальнейшем развивался благодаря изобретению микропроцессорной технологии и с появлением персонального компьютера. На микропроцессах и интегральных схемах создаются персональные компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных. В последующие годы процесс информатизации получил глобальное распространение не только в развитых странах, но и во многих развивающихся странах мира.
Список литературы
- Шестернин А.С. Информатизация образования. Современные проблемы информационно образовательной среды // Научный журнал КубГАУ. - 2014. - №96(02) // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatizatsiya-obrazovaniya-sovremennye-problemy-informatsionno-obrazovatelnoy-sredy-1/viewer (дата обращения: 25.10.2021).
- Информатизация образования. Технологии информатизации образования // URL: https://fb.ru/article/256501/informatizatsiya-obrazovaniya---eto-tehnologii-informatizatsii-obrazovaniya (дата обращения: 20.10.2021).
- Информатизация общества // Информационные технологии // URL: https://phys.bspu.by/static/lib/inf/posob/stu_m/glaves/glava1/gl_1_1.htm (дата обращения: 01.11.2021).
Следует отметить то, что информатизация обучения и создание информационно-образовательного пространства довольно сложный процесс, имеющий различные преимущества и недостатки. Так, преимуществами информатизации являются совершенствование методов и технологий отбора учебного материала; введение новых дисциплин и программ, связанных с изучением информационных технологий; изменение классических методик преподавания; мотивация обучающихся, которая приводит к повышению эффективности; совершенствование системы управления образованием; развитие альтернативного и логического мышления; индивидуализация обучения.
Недостатками информатизации можно считать недостаток живого общения между студентом и преподавателем; снижение коммуникативных навыков из-за увеличения роли взаимоотношений студент – компьютер; снижение социальных контактов в реальном общении; использование готовой информации, снижает логическое мышление; длительная работа за компьютером может вызвать зависимость; снижение здоровья. Отличительной особенностью современного образовательного пространства является обилие источников информации, что, в свою очередь, несет неоднородность и многокомпонентность информационного образовательного пространства. В связи с этим основным понятием становится информационная культура, которая подразумевает под собой знания и навыки эффективного использования информации. Наличие информационной культуры предполагает разностороннее умение поиска нужной информации и ее использования.