Роль конкуренции в регулировании издержек и повышении эффективности производства
ВВЕДЕНИЕ
Конкуренция является неотъемлемой частью в взаимоотношениях экономических агентов. Потребители соревнуются за право приобретения наилучшего по качеству товара по низкой цене. Производители в свою очередь ведут борьбу за наиболее низкую стоимость товара и уменьшению издержек производства.
Э.С. Набиуллина отмечает, что «Плюсы конкуренции очевидны: это низкие цены для потребителя, это богатство выбора и высокое качество – конкуренция задает параметры высокого качества. Это, в конечном счете, отражается на масштабах экономического роста…» [15]
Каждый производитель стремится увеличить количество покупателей, для получения наибольшей прибыли. В этой конкурентной среде происходит общее развитие экономике, создание инновационных продуктов, развитие стратегий видения бизнеса.
Конкуренция так же помогает правильно распределить ограниченные ресурсы, и тем самым уменьшать производственные затраты компании. Чем меньше издержек – тем больше прибыли получит предприятие. Если рес
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Экономическое содержание конкуренции и её роль в регулировании издержек и повышении эффективности производства
1.1 Понятие и виды конкуренции
1.2 Формы и методы конкурентной борьбы
1.3 Критерии повышения эффективности производства
Глава 2. Роль конкуренции на рынке сельского хозяйства в повышении эффективности производства.
2.1 Характер конкуренции на рынке сельского хозяйства
2.2 Влияние конкуренции на повышение эффективности производства
Заключение
Список использованных источников
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "О защите конкуренции"
2. Указ Президента РФ от 21.12.2017 N 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции»
3. Доклады о состоянии конкуренции (2014-2020) // Аналитический центр при правительстве Российской Федерации: сайт. – URL: https://ac.gov.ru/publications/topics/topic/13793?page=2 (дата обращения: 03.06.2023)
4. Федеральная служба государственной статистики: сайт. – URL: https://rosstat.gov.ru/emiss (дата обращения: 03.06.2023)
5. Портер М. Международная конкуренция. — М.: Международные отношения. — 1993. — С. 52–53
6. Маркетинг / Г.Л. Азоев, П.С. Завьялов, Л.Ш. Лозовский, А.Г. Поршев, Б.А. Райзберг. — М.: ОАО «НПО “Экономика”», 2000.
7. А.Г. Грязнова, Т.В. Чечелева. Экономическая теория: учебник – М. Издательство «Экзамен». 2005 – 592с. 2005
8. Чекмарев, О. П. Современные проблемы экономической науки и управления социально-экономическими процессам: учебное пособие / О. П. Чекмарев, А. З. Улимбашев, П. А. Конев; Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Санкт-Петербургский государственный аграрный университет (СПбГАУ). – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный аграрный университет (СПбГАУ), 2018. – 341 с.
9. Ефремова, А.А Анализ понятия "эффективности производства" с точки зрения современных учёных // международный научный журнал "инновационная наука". – 2015. – № 11. – С. 77-79.
10. Аксёнов, А.П. Экономика предприятия / А.П. Аксенов. – М.: КноРус, 2014. – 460 с.
11. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М: Инфа – М, 2013. – 544 с.
12. Дзусова, С.С Влияние пандемии COVID–19 на состояние рынка / С.С Дзусова // Путеводитель предпринимателя. – 2020. – Т. 13, № 4. – С. 146-162.
13. Адам Смит "Исследование о природе и причинах богатства народов" // Электронная библиотека RoyalLib.com URL: https://royallib.com (дата обращения: 26.05.2023).
В соответствии учебно-методического комплекса Гомельского государственного университета конкуренция – это элемент рыночного механизма, реализующийся в форме взаимодействия рыночных субъектов и борьбы между ними за наиболее выгодные условия приложения капитала. Конкуренция в условиях рынка представляет собой основной механизм формирования хозяйственных пропорций и санации экономики. [14]
Профессор Гарвардской школы бизнеса, М. Потерман высказывался о конкуренции следующим образом: «суть конкуренции выражается пятью силами: угрозой появления новых конкурентов; угрозой появления товаров-заменителей; способностью поставщиков комплектующих изделий торговаться; способностью покупателей торговаться; соперничеством уже имеющихся конкурентов между собой. Значение каждой из пяти сил меняется от отрасли к отрасли и предопределяет, в конечном счете, прибыльность отраслей» [5]. Профессор утверждал, что эти 5 правил действуют