Исследования по внедрению принципов Болонской системы
Введение
Болонская декларация (БД- Болонский процесс - БП) была подписана в 1999 году министрами высшего образования 29 европейских стран. Однако его истоки уходят на год раньше в Сорбоннскую конференцию и позднее Декларацию 1998 года, подписанную министрами высшего образования Франции, Германии, Италии и Великобритании и призывающую к созданию «Европы знаний», проложившей путь для подлинного ЕПВО (European Higher Education Area - EHEA). Эти министерские мероприятия и декларации положили начало межправительственному процессу, основанному на европейском сотрудничестве, для большей конвергенции и интеграции системы высшего образования (СВО) в Европе, радикально изменившее высшее образование. Реформы затронули страны как в ЕПВО, так и за ее пределами, и число официально подписавших стран возросло до 48, причем Беларусь стала последней страной, присоединившейся к ней в 2015 году.
Содержание
Введение 3
1. Болонский процесс 4
2. Основные понятия 6
2.1 Трехцикловые программы на получение степени 6
2.2 Гарантия качества 7
2.3 Регулирование 7
2.4 Социальное измерение 8
2.5 Мобильность и интернационализация 8
3. История прогресса и проблемы реформирования трехцикловой структуры степеней 9
4. Обязательства и развитие Болонского процесса: первое десятилетие 10
4.1 Болонья 1999 10
4.2 Прага 2001 11
4.3 Берлин 2003 12
4.4 Берген 2005 13
4.5 Лондон 2007 15
4.6 Лёвен 2009 16
4.7 Изменение за первое десятилетие 16
5. ЕПВО с 2010 года: консолидирующие реформы 16
5.1 Бухарест 2012 17
5.2 Ереван 2015 18
5.3 Париж 2018 18
6. Инструментарий Болонской системы 19
6.1 Приложение к диплому (ПД) (The Diploma Supplement (DS)) 20
6.2 Национальная Рамка Квалификаций (НРК) 21
6.3 Европейская Система Перевода и Накопления Кредитов/Баллов (ЕСПК) 23
6.4 Кредиты и рабочая нагрузка 24
7. Обучение в цифровой среде 26
8. Мониторинг по внедрению системы ЕКТС 27
9. Будущее Развитие Болонского процесса 29
9.1 Ценности 29
9.2 Устойчивое развитие 30
9.3 Европейская интеграция и инновации 31
9.4 Цифровизация 31
9.5 ЕПВО в мире 32
Заключение 33
Аббревиатуры 35
Литература 36
Приложение…………………………………………………………………………………………………………………………………….38
Литература
- http://ehea.info/page-ministerial-declarations-and-communiques
- http://www.ehea.info/Upload/BFUG_HR_UA_69_5_2_AG1_PAGs.pdf
- http://www.ehea.info/media.ehea.info/file/WG_Social_dimension_Mobility/38/2/SocialDimension_Mobility_report2007_581382.pdf
- http://www.aic.lv/ace/ace_disk/Bologna/Statem/index.htm
- http://www.unideusto.org/tuningeu
- Prague Communiqué (2001). Towards the European Higher Education Area: Communiqué of the meeting of European ministers in charge of higher education in Prague on May 19th, 2001. http://ehea.info/page-ministerial-declarations-and-communiques
- Bologna Process Stocktaking Report, 2007 Report presented by the Bologna Follow-up Group to the Ministerial Conference in London, May 2007
- DZHW (German Centre for Higher Education Research and Science Studies) ed., 2018. Social and Economic Conditions of Student Life in Europe. EUROSTUDENT VI 2016-2018 Synopsis of Indicators
- European Association for Quality Assurance in Higher Education (ENQA), 2011a. Evaluation of the reports on agency reviews (2005-2009). Occasional papers 16. Helsinki, Finland.
- European Commission, 2017a. Communication from the European Commission to the European Parliament, the council, the European Economic and Social Committee of the regions: On a renewed EU agenda for higher education (No. 247). Brussels.
- European Commission/EACEA/Eurydice, 2020. Mobility Scoreboard: Higher Education Background Report 2018/19. Eurydice Report. Luxembourg: Publications Office of the European Union.
- Federal Ministry of Science, Research and Economy [AT], 2017. National strategy on the social dimension of higher education: Towards more inclusive access and wider participation. Brief summary. Vienna, Austria.
- Gover, A., Loukkola, T., 2018. EQUIP project ‘Enhancing quality through innovative policy & practice. Enhancing Quality: From Policy to Practice. p. 21
- Huisman, J., 2019. The Bologna process in European and post-Soviet higher education: institutional legacies and policy adoption. The European Journal of Social Science Research, p. 1.
- Making the Most of Our Potential: Consolidating the European Higher Education Area. Bucharest Communiqué, 27 April 2012
- Leuven/Louvain-la-Neuve Communiqué: The Bologna Process 2020 – the European Higher Education Area in the new decade. Communiqué of the Conference of European Ministers responsible for Higher Education, Leuven and Louvain-la-Neuve, 28-29 April 2009.
- Teichler, U., 2019. Bologna and student mobility: a fuzzy relationship. Innovation: The European Journal of Social Science Research, 32:4, 429-449.
- The European Higher Education Area in 2020, Bologna Process Implementation Report, Education, Audiovisual and Culture Executive Agency,Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2020, p. 51-60
- The European Higher Education Area – Achieving the Goals: Communiqué of the Conference of European Ministers responsible for Higher Education, Bergen, 19-20 May 2005
- Towards the European Higher Education Area, Prague Communiqué, 19 May 2001
- Towards the European Higher Education Area: responding to challenges in a globalised world, London, 18 May 2007
- Realising the European Higher Education Area. Communiqué of the Conference of Ministers responsible for Higher Education, Berlin, 19 September 2003.
- Quality Procedures in the European Higher Education Area and Beyond – Internationalisation of Quality Assurance Agencies. 4th ENQA Survey. Brussels. (2015)
- Министерство образования и науки Республики Казахстан, «Реализация принципов Болонского процесса, методические рекомендации», Астана 2018, ст. 22-23
Преимущества, связанные с национальными системами кредита, заключаются в том, что они до некоторой степени могут копироваться на европейском уровне. Кроме того, принятия подходящей общей системы кредита, которая могла бы поддержать структуру квалификаций, привносит дополнительные выгоды тем, что потенциально:
- Предоставляет национальным квалификационным рамкам единый язык кредита (основанный на результаты обучении и студенческой рабочей нагрузки) для того, чтобы описывать разнообразных национальных квалификаций
- Способствует широкомасштабному продвижению развития и выполнения интеграционную функцию для результатов обучения, степеней и компетенций с использованием кредитов
- Облегчает точное местоположение получаемого образования, связывая кредиты с национальными системами уровней, степеней и квалификацией