Оценка доходной части бюджета Республики Мордовия с позиции обеспечения региональной экономической безопасности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Государство выступает основным регулятором социально-экономических процессов. Кроме того, именно государственные органы власти определяют механизмы обеспечения экономической безопасности. Однако, для выполнения функций, возложенных на государственные органы в представленных областях, необходимым является финансирование. Подобное финансирование реализуется в рамках бюджетной политики государства и его территориальных образований. Поэтому становится актуальным вопрос обеспечения бюджетной безопасности государства и его регионов.
Однако, с другой стороны, можно выделить проблемы, связанные с тем, что на современном этапе развития науки представлено относительно небольшое количество работ, посвященных методикам оценки бюджетной безопасности и непосредственно механизмов ее обеспечения.
В Стратегии национальной безопасности РФ определяется задача устранения непропорциональности развития регионов. Кроме того, в настоящее время определяется за
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….. 7
1 Теоретико-методологические основы доходной части бюджета с позиции обеспечения экономической безопасности ………………… 10
1.1 Бюджетная безопасность в системе обеспечения экономической безопасности …….................................................... 10
1.2 Доходная часть бюджета как необходимое условие устойчивого функционирования экономической безопасности … 20
1.3 Формирование системы индикаторов и их пороговых значений для оценки доходной части бюджета ………………… 29
2 Исследование доходной части бюджета региона с позиции обеспечения экономической безопасности …………............................... 40
2.1 Анализ тенденций развития региональной экономики с целью определения рискообразующих факторов для обеспечения бюджетной безопасности …………………………… 40
2.2 Оценка остроты кризисной ситуации в сфере бюджетной безопасности Республики Мордовия и определение наиболее значимых угроз в контексте требований экономической безопасности региона ………………51
2.3 Анализ инструментов налоговой политики региона по увеличению доходной части бюджета Республики Мордовия с целью обеспечения экономической безопасности ……………….. 64
3 Разработка рекомендаций, способствующих увеличению доходов бюджета, с позиции обеспечения региональной экономической безопасности ……........................................................................................ 73
3.1 Цели, задачи и направления современной региональной экономической политики в области доходов бюджета в контексте обеспечения экономической безопасности …………… 73
3.2 Обоснование перспективных направлений развития бюджетной безопасности Республики Мордовия и увеличения ее доходной части ……………………………………………………… 85
3.3 Механизм управления системой доходов бюджета Республики Мордовия с позиции обеспечения региональной и бюджетной экономической безопасности ………………………… 96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………… 107
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………113
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Российская Федерация. Законы. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 28.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023). – [Принят Государственной Думой 17 июля 1998 года; Одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/
Российская Федерация. Законы. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/
Российская Федерация. Законы. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». – URL: https://base.garant.ru/71672608/
Российская Федерация. Законы. Закон Республики Мордовия от 28 декабря 2022 года № 90-З «О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов». – URL: https://rg.ru/documents/2022/12/30/mordoviya-byudget25-reg-dok.html
Абрамов В. И. Цифровые технологии обеспечения экономической безопасности в бюджетной сфере в условиях системных криминально-коррупционных проявлений / В. И. Абрамов. – Текст : непосредственный // –Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации. – 2021. – С. 220.
Абросимова Е. С. Налогово-бюджетная политика и финансовая устойчивость бюджета Республики Татарстан на период до 2023 года / Е. С. Абросимова. – Текст : непосредственный // Экономика. Бизнес. Финансы. – 2022. – № 2. – С. 14-19.
Андрусяк В. В. Уголовная ответственность за злоупотребление в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд / В. В. Андрусяк. – Текст : непосредственный // Академическая публицистика. – 2023. – № 1-2. – С. 133-147.
Анженко Т. А. Обзор методик оценки устойчивости и экономической безопасности регионов Российской Федерации / Т. А. Анженко. – Текст : непосредственн
Доходы бюджета субъекта РФ – это совокупность денежных средств, которые зачисляются в бюджет региона, но при этом не включают средства, которые являются источниками финансирования дефицита бюджета, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации [49, с. 187].
В свете развития бюджета как экономической категории, расширения его функций и особенностей, термин «доходы республиканского бюджета» неоднократно трансформировался в рамках законодательства: дополнялся и корректировался. Развитию экономической категории также способствовали научные подходы различных авторов, раскрывающие современное понимание данной категории.
В целом бюджет субъекта Российской Федерации определяется двойственным положением, так как имеет самостоятельные источники финансирования, но при этом занимает промежуточное место в бюджетно-финансовой системе, то есть субъекты РФ получают помощь из федерального бюджета и сами оказывают финансовое