Комментарий как жанр авторской журналистики (на примере деятельности ООО "Газета "Новые известия")
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена развитием тенденции на повышение уровня осмысления актуальной проблематики посредством новых, в том числе авторских жанров, к которым относится комментарий. Необходимость проследить изменения в структуре, композиции и предметно-функциональных особенностях жанра комментария и сопоставить их с существующей теорией.
Современный человек находится в плотном новостном потоке: читает газеты и журналы, смотрит телевизор, листает новостную ленту в социальных сетях, наконец, общается с другими людьми. С одной стороны, это явление само по себе не несет негативных последствий, ведь как сказал немецкий банкир Натан Ротшильд: «Кто владеет информацией, тот владеет миром» /25/. Но, с другой стороны, современный человек живет в условиях дефицита времени, которые обусловлены высоким темпом жизни, ограничивающие возможности человека для глубокого анализа и осмысления, в этих условиях вырастает запрос на авторский жанр, к которому относится и коммента
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 8
1 Место комментария в системе журналистских жанров12
1.1 Специфика жанров, анализирующих действительность 12
1.2 Понятие жанра комментария. Жанрово-функциональные характеристики комментария 20
2 Своеобразие комментария как метода оперативного анализа проблемной ситуации33
2.1 Авторская позиция в жанре комментария (на примере материалов интернет-издания «Новые известия») 33
2.2 Авторская колонка как разновидность жанра комментария 44
Заключение 58
Список использованных источников 63
Приложение А «Портрет» жанра комментария в подходах разных авторов 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бичарова, М. М. Интерактивный жанр как форма двухсторонней коммуникации в массово-информационном дискурсе / М. М. Бичарова, Л. В. Керимова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Грамота, 2015. № 8. Ч. 1. С. 26-30.
2. Блоги // sports.ru : [сайт]. – URL : https://www.sports.ru/tribuna/ (дата обращения: 11.11.2022).
3. Блоги // Московский Комсомолец : [сайт]. – URL : https://www.mk.ru/blogs/ (дата обращения: 11.11.2022).
4. Выровцева, Е. В. Формирование авторского стиля журналиста в процессе обучения / Е. В. Выровцева, Т. Б. Исакова // Вестник ВУиТ. – 2017. – №2. – С. 152–159. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-avtorskogo-stilya-zhurnalista-v-protsesse-obucheniya (дата обращения: 16.11.2022).
5. Колесниченко, А. В. Настольная книга журналиста : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Журналистика» / А. В. Колесниченко. – Москва : Аспект Пресс, 2013. – 399 с.
6. Колесниченко, А. В. Прикладная журналистика: Учебное пособие / А. В. Колесниченко. – Москва: Издательство Московского университета, 2008. – 180 с.
7. Коломина, В. В. Современные тенденции развития авторской журналистики в контексте интернет-пространства / В. В. Коломина // Вестник Чувашского университета. – 2007. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-razvitiya-avtorskoy-zhurnalistiki-v-kontekste-internet-prostranstva (дата обращения: 21.10.2022).
8. Колумнисты // Комсомольская правда : [сайт]. – URL : https://www.yakutia.kp.ru/daily/allcolumn/ (дата обращения: 11.11.2022).
9. Кройчик, Л. Е. Система журналистских жанров : основы творческой деятельности журналиста / под ред. Корконосенко С. Г. – Санкт-Петербург, 2000. URL: http://evartist.narod.ru/text5/64.htm#з_04 (дата обращения: 19.10.2022).
10. Лазутина, Г. В. Жанры журналистского творчества : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Журналистика» / Г. В. Лазутина, С. С. Распопова. – Москва : Аспект Пресс, 2012. – 320 с.
11. Максимова, Е. «Во всей авиации - катастрофа»: в России парализовано обучение пилотов / Е. Максимова // Новые известия. – 2022. – 18 окт. – URL : https://newizv.ru/article/general/18-10-2022/vo-vsey-aviatsii-katastrofa-v-rossii-paralizovano-obuchenie-pilotov (дата обращения: 01.11.2022).
12. Максимова, Е. В чуме, без
Соответственно принятие нового законопроекта оценивается как справедливое /13/.
В комментарии автор может использовать критику тех или иных процессов. Критика бывает прямой, нормативной и отчужденной. Прямая критика выражается в открытом нападение на точку зрения оппонента. При «нормативной» критике журналист апеллирует к правовым и моральным нормам. «Отчужденная» критика выражается через ассоциации, в которые переносится критикуемый предмет и где показывается его отрицательное значение для социума.
Доказательство в комментариях, в свою очередь, бывает прямое и косвенное. Прямое доказательство – это то, где журналист, пользуясь аргументами обосновывает истинность своего высказывания. Косвенное – доказывает ложность антитезиса через ложность вытекающих из него следствий. Это также называют доказательством «от противного». Например, в материале «Хабиров злорадствует над "замерзающей" Европой, а россияне десятилетиями ждут газ», опубликованном 17 октяб