Применение междисциплинарных методов при изучении «степных цивилизаций»: сюнну и древних тюрков
Введение
Актуальность темы. Степные цивилизации, такие как Хунну и древние тюрки, представляют собой важный аспект исторического развития и культурного наследия. Они играли значительную роль в формировании регионов, в которых существовали, и оставили глубокий след в истории человечества. Изучение этих степных цивилизаций имеет большое значение для понимания прошлого и обогащения уроков истории в образовательных учреждениях.
В научной литературе многие проблемы, связанные с историей кочевых обществ, стали предметом длительных и многочисленных дискуссий. Это относится как к изучению номадизма и его специфики в целом, так и отдельных аспектов этнополитической истории, экономики, культуры, общественного строя.и быта кочевых, скотоводческих народов.
Наиболее острыми и сложными оказались дискуссии, которые возникли при оценке и интерпретации специфики и уровня общественно-исторического развития номадов. Неоднозначность используемых подходов, различия в методологии и многоплановость
Содержание
Введение 4
1 Хунну: история, культура и влияние на регион 8
1.1 Историография исторических событий и формирования хуннской империи 8
1.2 Культурные аспекты хуннской цивилизации 28
1.3 Взаимодействие хуннов с другими цивилизациями 31
1.4 Наследие хуннов и его значение в современном контексте 33
2 Древние тюрки: история, культура и наследие 38
2.1 История и политическая организация древних тюрков 38
2.2 Культурные особенности древних тюрков 53
2.3 Взаимодействие древних тюрков с другими цивилизациями 57
2.4 Наследие древних тюрков и его значение в современном контексте 60
3 Междисциплинарные методы изучения степных цивилизаций 64
3.1 Значение междисциплинарного подхода в изучении степных цивилизаций 64
3.2 Применение археологических методов в изучении степных цивилизаций 67
3.3 Лингвистический анализ и изучение языка степных цивилизаций 69
3.4 Искусствоведческий подход к изучению степных цивилизаций 72
3.5 Разработка учебных материалов и методик на основе междисциплинарного подхода 74
Заключение 82
Список использованных источников 85
Список использованных источников
1 Завидовская Е. А., Маяцкий Д. И. Описание собрания китайских книг академика В. П. Васильева в фондах Восточного отдела научной библиотеки Санкт-Петербургского государственного университета. — СПб.: Институт Конфуция в Санкт-Петербургском государственном университете; Изд-во «Студия «НП-Принт», 2012. — 440 с.
2 Отто Дж. Маенхен-Гельфен. Мир гуннов. Исследования истории и культуры / Пер. с англ. В. С. Мирзаянова. – Казань: «Слово», 2010. – 528 с
3 Артамонов М.И. Очерки древнейшей истории хазар. Л., 1936. С. 24.
4 Бичурин Н.Я. Собрание сведений. М.: Восточный Дом, 2002. – C. 39
3 Денисов П. В. Слово о монахе Иакинфе Бичурине. Изд. 2-е, доп. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2007. – 335 с.
5 Parker E. Thousand Years of the Tartars. – Shanghai, 1895. – P. 168
6 Дыбо А.В. «Лингвистические контакты ранних тюрков». М.: Восточная литература, 2007г.
7 Юсупова Т.И. Случайности и закономерности в археологических открытиях: Монголо-Тибетская экспедиция П.К. Козлова и раскопки Ноин-Улы // Вопросы истории естествознания и техники, 2010. № 4. С. 26-67
8 Иностранцев К.А. Хунну и гунны // Труды туркологического семинария. Т. I. Л., 1926. С. 181-119.
9 Гумилёв Л.Н. «История народа хунну» - Библиотека «Полка букиниста». М.: Наука и приключения, 2000. - С.1-27.
10 Некоторые вопросы истории хуннов, Л.Н. Гумилёв // Журнал «Вестник древней истории», М. 1960, № 4 (74)
11 Боровкой Г.И. Археологическое обследование среднего течения реки Толы // Северная Монголия. Т. II. Л., 1927.
12 Сосновский Г.П. Ранние кочевники Забайкалья (КСИИМК. Т. VIII. М.; Л., 1940); Плиточные могилы Забайкалья // Труды отдела истории первобытной культуры Гос. Эрмитажа. Т. I. Л.. 1941.
13 Окладников А.П. Древнее население Сибири и его культура. (Рукопись - указана в труде Л.Н. Гумилева «История народа хунну»).
14 Гохман И.И. Антропологические материалы плиточных могил Забайкалья // Сборник МАЭ. Т. XVIII. М.; Л., 1958. С. 428, 43
В некоторых могилах было положено до 20 голов. Они представляли собой целое символическое стадо. На дно могилы ставили керамические сосуды с пищей и питьем. В мужских захоронениях найдены воинские пояса и оружие, в женских - украшения.
Рядовых хуннских номадов хоронили под курганами и в грунтовых могилах, в двойных камерах, или в гробах. В северной части ямы за гробом размещали головы домашних животных и сосуды, внутри гробовищ - тела умерших людей и вещи. Погребенных хоронили в вытянутом положении, на спине, головой на Север.
Предметный комплекс хуннской культуры был весьма разнообразен. Оружие включало сложносоставные луки, у которых деревянная основа - кибить - была укреплена костяными и роговыми концевыми и срединными накладками. Длина такого лука составляла до 1,5 м. Считается, что по своей дальнобойности хуннские луки в 1,5 раза превышали луки предшествующего скифского времен