Формирование коллекции самарского художественного музея в начале хх века

Скачать диплом с рассмотрением формирования художественных коллекций в Российской империи в начале ХХ века
Author image
Askar
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
10.09.2024
Объем файла
136 Кб
Количество страниц
62
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Появлению художественного музея как социокультурного института предшествовал период предмузейного художественного коллекционирования, когда создавались не случайные, внутренне свободные совокупности художественных предметов, а предмузейные коллекции, то есть комплексы произведений искусства, строго подобранных по какому-либо принципу.
Определение мотиваций создания предмузейных художественных коллекций, принципов отбора предметов искусства, осмысление форм и концепций представления этих предметов, анализ деятельности коллекционеров, формирования рынка произведений искусства, предназначенных для музейных коллекций, - все это дает возможность наиболее эффективно исследовать развитие музейных коллекций как исторически вызревающего ядра культурной формы, именуемой музеем.
 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................4

Глава 1. СОЗДАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МУЗЕЕВ И ГАЛЕРЕЙ В РОССИИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА........................................................................1411

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД........35

2.1. Создание в Самаре Публичного музея.........................................................35

2.2. Формирование коллекции музея...................................................................39

2.3. Самарские купцы - меценаты принявшие участие в формировании коллекции художественного музея......................................................................53

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................57

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................... ...59   

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
I. Источники
I.1. Архивные материалы
Центральный государственный архив Самарской области
(ЦГАСО)
I.1.1. Ф. 153. (Самарская Городская управа). Оп.36. Д.365,362.
I. 1.2. Ф. 815. (личный фонд К. П. Головкина) . Оп. 3. Д. 39.
Научный архив Областного историко-краеведческого музея им. П. В. Алабина
(НА СОИКМ им. П. В. Алабина)
I.1.3. Ф.4. (Переписка П. В. Алабина по вопросам комплектования фондов музея) Оп. 5, Д. 76, 77; Оп. 1. Д. 17.
I. 1.4. Ф.5. (Сведения об экспонатах фондов музея) Оп. 1. Д. 1.
I. 1.5. Ф. 11. (Отчеты Самарского Публичного музея) Оп. 1 . Д. 29, 81.
I. 2. Сборники документов и материалов, стенографические отчёты
I. 2.1. Адрес-календарь Самарской губернии на 1905 год.
I. 2.2. Волжская коммуна"№ 1738. 1914 г.
I. 2.3. Журналы Самарской Городской Думы за 1880г. - Самара, 1881 С. 63, 64, 65.// Журнал Самарской Городской Думы. 1882. 24 сентября.
I. 2.4. Искусство и художественная промышленность. 1899. № 425.
I. 2.5. Календарь и памятная книжка Самарской губернии на 1900 год. С. 243,
246.
I. 2.6. Отчет Александровской публичной библиотеки в г. Самаре, зале императора Александра II и Самарского Публичного музея за 1889.
I. 2.7. Отчет по Кавказскому музею 1897—1898 гг. Тифлис, 1898.// Отчет по Кавказскому музею 1905 г. Тифлис, 1906.// Отчет Имп. Академии Художеств с 4 ноября 1879 по 4 ноября 1880 г. -СПб., 1882.
I. 2.8. Самарские губернские ведомости», 1882, № 53.
I. 2.9. Самарский вестник № 32. 8 II. 1897.
I. 2.10. Самарский городской публичный музей и зал императора Александра II: Отчет за 1904 1909 гг. Самара: Типография Губернского Земства, 1911. 58 с.
I. 2.11. Северная правда. Кострома. 1927-1929, 1932.б) Журналы.1 .Краеведение/ Центральное Бюро Краеведения при Российской академии Наук. 1923-1929.
I. 2.12. Тихомиров М.Н. Самара в моей жизни (1919 1923 гг.) // Серия: «История Самарского края в документах, материалах и воспоминаниях».
 

В целом четкой государственной политики и концепции в развитии местных музеев не было. Музеи создавались и развивались самостоятельно, главным образом по инициативе отдельных личностей, что вызывало много сложностей в их работе. Особенно остро стояла проблема сохранения историко-культурных ценностей, поскольку не было законов определяющих их юридический статус .
В целом музеи, организованные и успешно функционировавшие в последней трети XIX – начале ХХ в., заложили основательный фундамент для последующего развития музейной сети, музейного дела, музееведения. Они являлись мощным средством адаптации населения в условиях активного освоения региона, своеобразными интеллектуальными и культурными центрами, сосредоточивающими материальный (архитектурные памятники, фондовые собрания), духовный (способы формирования и трансляции региональной идентичности), интегративный (адекватную включенность в региональную и международную сферу жизни общества) потенциал для адаптации музейной сети к условиям социокультурной динамики.