Формирование коллекции самарского художественного музея в начале хх века
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Появлению художественного музея как социокультурного института предшествовал период предмузейного художественного коллекционирования, когда создавались не случайные, внутренне свободные совокупности художественных предметов, а предмузейные коллекции, то есть комплексы произведений искусства, строго подобранных по какому-либо принципу.
Определение мотиваций создания предмузейных художественных коллекций, принципов отбора предметов искусства, осмысление форм и концепций представления этих предметов, анализ деятельности коллекционеров, формирования рынка произведений искусства, предназначенных для музейных коллекций, - все это дает возможность наиболее эффективно исследовать развитие музейных коллекций как исторически вызревающего ядра культурной формы, именуемой музеем.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................4
Глава 1. СОЗДАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МУЗЕЕВ И ГАЛЕРЕЙ В РОССИИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА........................................................................1411
Глава 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД........35
2.1. Создание в Самаре Публичного музея.........................................................35
2.2. Формирование коллекции музея...................................................................39
2.3. Самарские купцы - меценаты принявшие участие в формировании коллекции художественного музея......................................................................53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................... ...59
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
I. Источники
I.1. Архивные материалы
Центральный государственный архив Самарской области
(ЦГАСО)
I.1.1. Ф. 153. (Самарская Городская управа). Оп.36. Д.365,362.
I. 1.2. Ф. 815. (личный фонд К. П. Головкина) . Оп. 3. Д. 39.
Научный архив Областного историко-краеведческого музея им. П. В. Алабина
(НА СОИКМ им. П. В. Алабина)
I.1.3. Ф.4. (Переписка П. В. Алабина по вопросам комплектования фондов музея) Оп. 5, Д. 76, 77; Оп. 1. Д. 17.
I. 1.4. Ф.5. (Сведения об экспонатах фондов музея) Оп. 1. Д. 1.
I. 1.5. Ф. 11. (Отчеты Самарского Публичного музея) Оп. 1 . Д. 29, 81.
I. 2. Сборники документов и материалов, стенографические отчёты
I. 2.1. Адрес-календарь Самарской губернии на 1905 год.
I. 2.2. Волжская коммуна"№ 1738. 1914 г.
I. 2.3. Журналы Самарской Городской Думы за 1880г. - Самара, 1881 С. 63, 64, 65.// Журнал Самарской Городской Думы. 1882. 24 сентября.
I. 2.4. Искусство и художественная промышленность. 1899. № 425.
I. 2.5. Календарь и памятная книжка Самарской губернии на 1900 год. С. 243,
246.
I. 2.6. Отчет Александровской публичной библиотеки в г. Самаре, зале императора Александра II и Самарского Публичного музея за 1889.
I. 2.7. Отчет по Кавказскому музею 1897—1898 гг. Тифлис, 1898.// Отчет по Кавказскому музею 1905 г. Тифлис, 1906.// Отчет Имп. Академии Художеств с 4 ноября 1879 по 4 ноября 1880 г. -СПб., 1882.
I. 2.8. Самарские губернские ведомости», 1882, № 53.
I. 2.9. Самарский вестник № 32. 8 II. 1897.
I. 2.10. Самарский городской публичный музей и зал императора Александра II: Отчет за 1904 1909 гг. Самара: Типография Губернского Земства, 1911. 58 с.
I. 2.11. Северная правда. Кострома. 1927-1929, 1932.б) Журналы.1 .Краеведение/ Центральное Бюро Краеведения при Российской академии Наук. 1923-1929.
I. 2.12. Тихомиров М.Н. Самара в моей жизни (1919 1923 гг.) // Серия: «История Самарского края в документах, материалах и воспоминаниях».
В целом четкой государственной политики и концепции в развитии местных музеев не было. Музеи создавались и развивались самостоятельно, главным образом по инициативе отдельных личностей, что вызывало много сложностей в их работе. Особенно остро стояла проблема сохранения историко-культурных ценностей, поскольку не было законов определяющих их юридический статус .
В целом музеи, организованные и успешно функционировавшие в последней трети XIX – начале ХХ в., заложили основательный фундамент для последующего развития музейной сети, музейного дела, музееведения. Они являлись мощным средством адаптации населения в условиях активного освоения региона, своеобразными интеллектуальными и культурными центрами, сосредоточивающими материальный (архитектурные памятники, фондовые собрания), духовный (способы формирования и трансляции региональной идентичности), интегративный (адекватную включенность в региональную и международную сферу жизни общества) потенциал для адаптации музейной сети к условиям социокультурной динамики.