Развитие взглядов Б.Н. Чичерина на устройство Российского государства и общества

Скачать хорошую дипломную работу на тему: Развитие взглядов Б.Н. Чичерина на устройство Российского государства и общества. В работе рассматривается русская общественно-политическая мысль первой половины ХIХ - начала ХХ века.
Author image
Fadis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
01.09.2024
Объем файла
146 Кб
Количество страниц
146
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Без осознания преемственности и восстановления нарушенной связи времен невозможно развитие отечественной юридической науки. Б.Н. Чичерин, выдающийся ученый и мыслитель своего времени, является видной фигурой среди них. Он создал оригинальную и целостную философско-правовую систему европейского уровня. Изучение многогранного творчества Чичерина знакомит с большим пластом истории философии, государствоведения, юриспруденции и политологии. Мысли Б.Н. Чичерина оказали значительное влияние на современное правоведение и последующую юридическую жизнь в России.
Внимание историков, философов и юристов в последнее время привлекает актуальность изучения взглядов Б.Н. Чичерина. Он был одним из самых сильных и разносторонних русских мыслителей второй половины XIX века, который стремился выяснить особенности и перспективы исторического развития русского общества и государственности. Чичерин активно участвовал во многих важнейших событиях русской жизни второй половины XIX века и знакомился с виднейшими представителями различных направлений общественной мысли, с которыми дружил или враждовал. Наследие Б.Н. Чичерина до сих пор остается актуальным в современном мире.
Историография. М. О. Коялович был одним из первых дореволюционных исследователей, занимающихся историей понимания творчества Б. Н. Чичерина. Он примкнул к славянофильскому лагерю общественно-политического движения, что повлияло на его оценки. В монографии «История русского самосознания по историческим памятникам и научным трудам», опубликованной в 1893 году, М. О. Коялович провел анализ кандидатской диссертации Б. Н. Чичерина «Областные учреждения в России XVII века». В этой монографии он дал отрицательную оценку теории централизации русских земель . 
В 1897 г. была опубликована статья П. Б. Струве "Г. Чичерин и его обращение к прошлому", в которой внутри авторского текста был рассредоточен обширный историографический компонент  . Исследователь обратился к анализу трудов публицистов Н. В. Альбертини, Ч. Ветринского, И. С. Аксакова, в которых осмыслялись взгляды Б. Н. Чичерина. П. Б. Струве стремился раскрыть сущность концепции консервативного либерализма мыслителя и критически подошел к анализу всех изложенных суждений.

 

Оглавление
Введение3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения взглядов Б.Н. Чичерина на устройство Российского государства и общества9
§1. Теоретико-методологическая основа исследования9
§2. Устройство Российского государства и общества в учении Б.Н. Чичерина22
§ 3. Проблема происхождения государства в трактовке Б.Н. Чичерина27
Глава II. Эволюция взглядов Б.Н. Чичерина на устройство Российского государства и общества40
§1. История формирования взглядов Б.Н. Чичерина на устройство Российского государства и общества40
§2. Взгляды Б.Н. Чичерина на устройство Российского государства и общества второй половины XIX - начала ХХ века48
Заключение62
Список использованных источников67

Список использованных источников

1. Алексеев А.С. Очерки по общей теории государства: основные предпосылки и гипотезы государственной науки.- М., 1919.- 208 с.

2. Асмус В.Ф. Консервативное гегельянство II пол. XIX в. /Гегель и философия в России,- М., 1974,- С. 176-184

3. Бачило И.Л. Факторы, влияющие на государственность. //Государство и право.- 1993.- № 7.- С. 27

4. Березко В. Э. Конституционно - правовые взгляды Б. Н. Чичерина. Дис. канд. юрид. наук. М., 2003

5. Бердяева Н. А. "Русская идея". Бердяев Н. А. Русская идея. М., 1990. - 361 с.

6. Болл Т. Власть. Райгородский Д.Я. Указ, соч.- Т. 1.- С. 29-41.

7. Боровинская Л. С. Б. Н. Чичерин в истории политической мысли России. Дис. канд. пол. наук. СПб., 1998

8. Бутенко А.Н. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право - 1993,- № 7,-С. 12.

9. Вебер М. Харизматическое господство/ Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ власти: Хрестоматия в 2-х т.- Самара, 1999. - Т. 1,- С.55

10. Величко А.М. Учение Б.Н. Чичерина о государстве и праве: Автореферат дис. ... к.ю.н- СПб., 1995,- 25 с.

11. Гаман-Голутвинова О.В. Политические элиты России. Вехи исторической эволюции.- М., 1998.- С. 246-247.

12. Герцен А.И. Произведения 1867-1869 гг,- Дневниковые записи./Собр. соч.: в 30 т,- М., 1960.-Т. XX,- Кн. 2, С. 61.

13. Дмитриев Ю.А., Шленева Е.В. Право человека на осуществление эвтаназии. //Государство и право - 2000,- № 11.- С. 52-59

14. Дурновцев В. И. Проблемы истории России и стран Запада в освещении государственной школы. Учебное пособие. М., 1984.

15. Захаров А. В. Государственно - правовые воззрения Б. Н. Чичерина о праве и государстве. Дис. канд. юрид. наук. Тамбов. 2001.

16. Зеньковский В.В. История русской философии в 2-х т.- Париж, 1989; Лосский НО. История русской философии,- М., 1991,- 559 с 

17. Зорькин В. Д. Воззрения Б. Н. Чичерина на государство и право. Дис. канд. ист. наук. М., 1967.

18. Ерыгин А. Н. История и диалектика. Ростов - на - Дону. 1987. 

19. Жаде З. А. Политическая теория Б. Н. Чичерина. Дис. канд. пол. наук. М., 1994

20. Жаде З. А. Искры для раскрытия концептуальных воззрений мыслителя. Жаде З. А. Указ. дис. С. 3 - 18. Захаров А. В. Указ. дис. С. 3 - 27.

21. Из истории буржуазно - либеральной политической мысли России второй половины XIX - начала ХХ в. М., 1975. 

22. Ильин И.А. О сущности правосознания. /Собр. соч.. в 10 т.- М., 1994.- Т. 4.- С. 176.

23. Кавелин К.Д. Монографии по русской истории. / Собр. соч.- СПб., 1897,- Т. 1- С. 637.

24. Каштанов С.М. К историографии крепостного права в России. /История и историки,- М., 1965,- С. 315.

25. Китаев В. В. Указ. Соч. С. 93. С. 132; Левин Ш. М. Указ соч. С. 352, 358, 371; Сладкевич Н. Г. Указ. Соч. С. 221. С. 222.

26. Кокорев А.С. Социально-политические взгляды Б.Н. Чичерина,- Тамбов, 1994.- 75 с.

27. Комлева В.В. Престиж государственной службы: проблемы социологического исследования: Автореф. дисс. ... к. философ, н.- Тамбов, 2000.- 22 с 

28. Коркунов Н.М, История философии права: Пособие к лекциям.- С. 408-409 ; Кистяковский Б.А. Философия и социология права. - С. 427.

29. Корнев В.Н. Проблемы сущности и назначения власти в либеральном государствоведении России нач. XX в. //Журнал Российского права.- 2000.- № 5-6.- С. 196-201

30. Коялович М. И. История русского самосознания по историческим памятникам и научным трудам. СПб., 4-е изд. 1901. С. 432 - 434.

31. Ломоносов М.В. Труды по русской истории, общественно-экономическим вопросам и географии. 1747¬1765 гг. /Поли. собр. соч,- М.-Л.., 1952. - Т. 6,- С. 171.

32. Малинин В.А. Русский неогегельянец Б.Н. Чичерин. // Философские науки.- 1961.- № 3,- С. 160-168

33. Мамут Л.С. Государство как публично-властным образом организованный народ. //Журнал Российского права.- 2000.- № 3.- С. 88-93

34. Матузов Н И. Личность, права, демократия: теоретические проблемы субъективного права,- Саратов, 1972,- 192 с 

35. Медушевский А.Н. Гегель и государственная школа в русской историографии. //Вопросы философии.- 1988,- № 3,- С. 103-116

36. Михайловский И.В. Очерки философии права.- Томск, 1914.- Т. 1.- 632 с.

37. Морозова Л.А. Государство и собственность (Проблемы межотраслевого института). //Государство и право.- 1996.- № 12.- С. 230

38. Москович С. Власть- неизбежный источник отношений между людьми / Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ власти: Хрестоматия в 2-х т. - Самара, 1999. -Т. 1,- С. 183.

В юридической науке обсуждается вопрос о природе и роли государства и права в общественной жизни. Это вызвано особой ролью, которую они играют в регулировании многообразной деятельности в обществе, а также современным кризисом в представлениях о государственности в России. При изучении феноменов государства и права можно использовать различные подходы. Для получения научных результатов необходимо анализировать факты, выявлять объективные тенденции и прогнозировать развитие государства и права, учитывая как современные, так и более ранние взгляды.
В изучении проблемы, связанной с либеральной идеологической доктриной, Борис Николаевич Чичерин (1828-1904), основоположник «государственной школы» в историографии, русский юрист, историк и философ, был использован как основа для анализа. Хотя он не забыт, о нем известно очень мало, несмотря на его значимость как одного из крупнейших представителей либеральной идеологической доктрины. Мы считаем, что это объясняется недостаточным вниманием науки к этой выдающейся личности.
В свете официальной идеологии легко заметить, что либерализм не был признан здравым и честным учением, а был рассмотрен как ложное учение, которое только уводит трудящихся от классовой борьбы. Таким образом, произведения Чичерина никогда не переиздавались. Наиболее известной работой стали "Воспоминания" в 4 томах, отражающие полувековую духовную и политическую жизнь.   
Б.Н. Чичерин имеет значительное научное наследие, которое не ограничивается указанной работой. Он защитил магистерскую диссертацию «Региональные учреждения России XVII века», которая является одним из ранних научных трудов, рассматриваемых как новое слово в историографии российской государственности. Эта государственность характеризовалась как главный фактор не только правовых, но и социальных изменений. Диссертация Б.Н. Чичерина вместе с работами С.М. Соловьева и К.Д. Кавелина послужила вехой в возникновении так называемой государственной школы отечественной историографии.
Одно из произведений раннего периода 1855-1857 гг., которое стоит выделить среди многих других, - «Современные задачи русской жизни». В нем мыслитель Чичерин объясняет российскому обществу, что будущее России заключается в либерализме, который должен стать ее "лозунгом". Сначала он разъясняет сущность либерализма, выходя из понятия "свобода", а затем предупреждает, что либеральная идеология не предусматривает безграничной свободы, а только "ограниченную" свободу, которая устанавливается в строгих пределах.