Обусловленность возникновения и протекания трудовых конфликтов личностными и ситуационными характеристиками их участников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. В настоящее время возрос интерес к проблеме конфликтов и способов их предотвращения и разрешения. Разногласия во взглядах и мнениях возникают во всех сферах жизнедеятельности людей. Это приводит к обострению противоречий между людьми, растет уровень напряжения и начинаются конфликты. Основой любой организации являются люди. В процессе взаимоотношения работников часто возникают конфликты, так как происходит столкновение их взглядов, мнений и интересов. Это негативно сказывается на эмоциональном фоне работников, их отношении к своему коллективу, а также на эффективности и производительности труда в организации.
Возникновение и протекание межличностных конфликтов в трудовых коллективах может быть обусловлено психологическими характеристиками сотрудников. К психологическим характеристикам личности относят тип темперамента, черты характера, особенности эмоциональной сферы личности и т. д.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Теоретические основы изучения возникновения и протекания трудовых конфликтов 10
1.1 Теоретико-методологические подходы к пониманию конфликта в современной конфликтологии 10
1.2 Общая характеристика трудовых конфликтов 14
1.3 Личностные характеристики участников трудовых конфликтов 21
1.4 Ситуационные характеристики участников трудовых конфликтов 27
2 Эмпирическое изучение возникновения и протекания трудовых конфликтов 32
2.1 Организация и проведение исследования 32
2.2 Изучение особенностей трудовых конфликтов 35
2.3 Изучение связи личностных характеристик и особенностей трудовых конфликтов 46
2.4 Изучение связи ситуационных характеристик и особенностей трудовых конфликтов 56
Заключение 63
Список использованных источников 68
Приложение А Анкета на выявление особенностей возникновения и протекания трудовых конфликтов 75
Приложение Б Программа тренинга «Бесконфликтное взаимодействие в коллективе» 79
СПИКОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Аксенова Г. И. Проблема адаптации личности в зарубежной психологии / Г. И. Аксенова, П. Ю. Аксенова, И. И. Купцов // Прикладная юридическая психология. – 2018. – № 4. – С. 6–11.
2 Ан Ю. Н. Внутриорганизационные конфликты в вузе: виды и причины возникновения / Ю. Н. Ан // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. – 2016. – № 3. – С. 10–15.
3 Анализ социально-трудовой обстановки и зарегистрированных социально-трудовых конфликтов в Российской Федерации по итогам первого полугодия 2022 года // Центр мониторинга и анализа социально-трудовых конфликтов СПбГУП. – 2022.
4 Анцупов А. Я. Словарь конфликтолога: / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва: Проспект, 2020. – 533 с.
5 Асадов А. Н. Методологические возможности применения социометрии для изменения конфликтности в коллективе / А. Н Асадов // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета – 2019. – № 2 (116). – С. 131–133.
6 Балуца А. С. Исследования стратегий поведения в конфликте / А. С. Балуца, А. В. Фурса, Л. В. Бура // Материалы научно-практической конференции «Научные исследования и инновации». Саратов: Цифровая наука. – 2020. С. 226–232. [Электронный ресурс]. – https://elibrary.ru/item.asp?id=44685340
7 Бодров В. А. Психологический стресс. Развитие и преодоление / В. А. Бодров. – Москва: ПЕР СЭ, 2006. – 528 с.
8 Боженко В. А. Определение понятия «Конфликт» / В. А. Боженко // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. – 2000. – № 2. – С. 143–147.
9 Болгов В. Н. Время сложной реакции выбора как диагностика утомления студентов / В. Н. Болгов, Н. Х. Гжемская, Н. П. Тагирова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2017. – № 4. – С. 19–22.
10 Бунтовская Л. Л. Управление коллективными трудовыми спорами (конфликтами): теория и практика: монография / Л. Л. Бунтовская // Министерство образования и науки Российской Федерации, «Донецкий национальный университет». – 2017. – 308с.
11 Быков В. М. Роль руководителя в конфликтной ситуации / В. М. Быков, А. В. Быкова // Science Time. – 2015. – № 5 (17). – С. 54–56.
12 Величковский Б. Б. Когнитивные эффекты умственного утомления / Б. Б. Величковский // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2019. – № 1. – С. 108–122.
13 Вильданова Г. А. Теоретико-игровой подход к исследованию коммуникации / Г. А. Вильданова // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы Языкознания и педагогики. – 2017. – № 3. – С. 59–67.
14 Внутригрупповые противоречия, конфликты и эффективность групп в организации: монография / А. В. Сидоренков, О. Ю. Шипитько. – Ростов н/Д: Мини Тайп, 2017. – 216 с.
15 Воденицкая Ж. В. Сниженная работоспособность как фактор проявления эмоционального выгорания педагогов ДОО / Ж. В. Воденицкая,
А. В. Гычев, Н. К. Грицкевич // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2015. – № 6. – С. 248–251
16 Гагаринская Г.П. Управление трудовыми конфликтами организации (методология и практика) / Г. П. Гагаринская, С. З. Дыкина. Монография – М.: Мир науки, 2019.
17 Галкина Н. Ю. Психологические методы профилактики стресса в современных условиях / Н. Ю. Галкина // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 2. – С. 403–407
18 Гринина Е. С. О традиционных подходах к пониманию межличностного конфликта в зарубежной психологии / Е. С. Гринина // Известия Саратовского университета. – 2010. – № 1. – С. 10–14.
19 Гришина Н. В. Психология конфликта. 3-е изд. — СПб.: Питер, 2022. – 576 с.
20 Гурьева Д. А. Основная терминология в управлении конфликтами в организации / Д. А. Гурьева, Ю. Г. Ю. Дремова // Евразийский научный журнал. – 2017. – № 3. – С. 240–241.
21 Дорогина О.И. Работоспособность личности: психологические аспекты: практико-ориентированная монография / О.И. Дорогина. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т. – 2010. – 188 с.
22 Имамгалиева Л. А. Социально-трудовые конфликты и деловая культура организации: к вопросу определения понятий / Л. А. Имамгалиева // «Наука. Общество. Государство». – 2017. – Т. 5. – № 1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://esj.pnzgu.ru.
23 Капустина Е. А. Забастовка как крайняя форма социально-трудового конфликта / Е. А. Капустина // Конфликт: социальный, политический, юридический: Тр. НОСиА МНЭПУ. – 2000. – Вып. 4. – С. 51–55.
24 Карпенко А. Д. Трехкомпонентная модель управления переговорным процессом: теоретические обоснования практик применения / А. Д. Карпенко, А. И. Стребков, А. В. Алейников // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. – 2018. – Т. 34. – Вып. 3. – С. 414–426.
25 Кильмашкина Т. Н. Разрешение социального конфликта как элемент управления им / Т. Н. Кильмашкина // Труды Академии управления МВД России. – 2016. – № 1 (37). – С. 80–84.
26 Ким Б. Понятие стресса в профессиональной деятельности / Б. Ким // Наука без границ. – 2017. – № 6. – С. 174–177.
Сангвиник является неконфликтным экстравертом, а флегматик – неконфликтным интровертом. Меланхолика можно охарактеризовать как конфликтного интроверта.
Наряду с понятием «темперамент» в психологии также широко используется понятие «характер». С.Л. Рубинштейн и Л.С. Выготский характеризуют темперамент как неотъемлемую часть характера. Характеристики темперамента являются основой формирования определенных черт характера [51]. Характер – это устойчивые индивидуальные особенности личности, которые развиваются и проявляются в деятельности и общении, что обусловливает типичные для нее способы поведения.
Акцентуацией характера называют крайние варианты нормы, для которых характерно усиление отдельных черт характера. Вследствие этого проявляется избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей устойчивости к другим.