Работа с несплошным текстом на уроках русского языка как способ формирования читательской грамотности у обучающихся 5-9 классов
Аннотация: данная статья представляет собой обобщение опыта по формированию читательской грамотности на уровне основного общего образования. Особое внимание уделяется работе с несплошными текстами, так как именно данная работа способствует развитию у школьников умения получать информацию из текста и использовать её в учебных целях и практической жизни.
Abstract: this article is a generalization of the experience in the formation of reader literacy at the level of basic general education. Particular attention is paid to working with incomplete texts, since it is this work that contributes to the development of students' ability to receive information from the text and use it for educational purposes and practical life.
Ключевые слова: функциональная грамотность, читательская грамотность, информация, несплошной текст, универсальные учебные умения, открытый банк заданий.
Keywords: functional literacy, reader's literacy, information, incomplete text, universal learning skills, open task bank.
Список использованных источников
1. Цукерман Г.А. Оценка читательской грамотности. Материалы к бсуждению. // Отдел оценки качества общего образования ИСМО РАО, 2010 (см. на сайте http://www.centeroko.ru)
3. Анисимова Л.М. Формирование читательской компетентности. – М., 2018.
4. Ковалёва Г.С. Новый взгляд на грамотность. – М.:Логос, 2019.
5. http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/. Открытый банк заданий.
5. sterh-school.ru/7469863
6. videouroki.net/tests/tiest-osnovnyie-poniatiia-fz-...-ob-obrazovanii.html
7.www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/b81...ad4c9d9696ee0c3ee7a/
Несомненно, огромным потенциалом для формирования читательской грамотности обладают уроки русского языка и литературы, на которых традиционно рассматриваются тексты различных форматов. Напомним: тексты для чтения разделяются на сплошные (предложения, собранные в абзацы), несплошные (таблицы, диаграммы, различного рода объявления, карты, билеты, каталоги, многочисленные формы), смешанные (слияние ранее названных) и составные (независимые друг от друга для противопоставлений информации). Задания для работы над несплошными текстами можно разделить на три группы:
Общее понимание содержания, нахождение необходимой информации.
Глубокое понимание информации, интерпретация и обобщение.
Применение информации в рамках учебно-практической деятельности. Рефлексия и оценка текста.