Проблема перемещённых ценностей в СССР во второй половине 1940-х - второй половине 1950-х годов
ВведениеОбычай вывозить произведения искусства с побеждённых территорий возник давно. Ещё крестоносцы после похода на Константинополь в 1204 году привезли в Европу множество античных памятников и предметов византийского искусства. Широко известно пополнение Лувра предметами историко-культурного наследия Египта в ходе походов Наполеона. Лишь часть награбленных произведений искусства, однако, подвергалась реституции – после Ста дней союзники по VII антифранцузской коалиции добились возвращения своих скульптур и картин.
Практика вывоза историко-культурных ценностей с оккупированных территорий нашла продолжение в политике нацистской Германии. С самого начала Второй мировой войны свою работу начал возглавленный лично А. Гитлером специально созданный орган «Миссия Линц». Фюрер мечтал создать в родном городе Линце личный музей, в коллекцию которого должны были войти величайшие произведения мирового искусства. К работе были привлечены профессионалы своего дела.
Оглавление
Аннотация 3
Annotation 3
Введение 4
Обзор источников 11
Характеристика историографии 19
Глава 1. Компенсаторная реституция 26
1.1. Зарождение идеи 26
1.2. Вывоз ценностей 32
Глава 2. Перемещённые ценности в советских музеях. 47
2.1. Приём трофеев 47
2.2. Переход к режиму секретности 55
Глава 3. Передача музейных ценностей 62
3.1. Польская Народная Республика 62
3.2. Возвращение Дрезденской галереи 65
3.3. Вторая передача в ГДР 71
Заключение 78
Список использованных источников и литературы 85
Список использованных источников и литературыИсточники
Антонова И.А. Воспоминания : траектория судьбы. – Изд. 2-е, испр. М.: Издательство АСТ, 2022.
Волынский Л. Семь дней. М.: Государственное Издательство Детской Литературы Министерства Просвещения РСФСР, 1958.
Государственный Эрмитаж. «Перемещенное искусство». 1945–1958 : Архивные документы / Государственный Эрмитаж. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2014. – Ч. 1.
Конев И.С. Записки командующего фронтом, 1943–1945. К.: Политиздат Украины, 1987.
Литературная газета. М., 1955. №39(3384), 31 марта.
Литературная газета. М., 1955. №51(3396), 28 апреля.
Международные отношения и внешняя политика СССР (1871-1957 гг.): Сб. док. М., 1957.
Народное хозяйство СССР в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Статистический сборник. Приложение к еженедельному Статистическому бюллетеню ЦСУ СССР № 41 (540) от 11 ноября 1959 г. М., 1959.
Нюрнбергский процесс: Сб. материалов в 8 т. Т. 4 / Отв. ред. А.Я. Сухарев. — М.: Юрид. лит., 1990.
Электронная библиотека исторических документов – http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/1-glavnaya (дата обращения 20.04.2023).
Электронная библиотека исторических документов – http://docs.historyrussia.org/ru/nodes/1-glavnaya (дата обращения 20.04.2023).
Реабилитация: как это было. Документы Президиума ЦК КПСС и другие материалы // Сост. Артизов А.Н., Сигачев Ю.В., Хлопов В.Г., Шевчук И.Н. М.: МФД, 2000.
Спасённые шедевры. Т. 1. М.: Советский художник, 1977.
Литература
Археология войны. Возвращения из небытия. Реставрация и восстановление античных памятников, перемещенных в результате Великой Отечественной войны. М.: ИПЦ «Художник и книга», 2005.
Барышев В.А. Международно-правовые и нравственные аспекты компенсаторной реституции культурных ценностей // Журнал международного права и международных отношений. 2008. №2. С. 9–13.
Богуславский М.М. Судьба культурных ценностей. М.: Юристъ, 2006.
В конечном итоге были выработаны принципы, по которым проводилась оценка произведений искусства, и к маю 1945 были составлены списки наиболее ценных рисунков, скульптур, образцов античного искусства из музейных собраний Германии, Австрии и Италии, которые могли бы послужить эквивалентами советским потерям в сфере искусства. Основанием для оценки произведений служили данные аукционных каталогов за 1925 – 1940 годы, в случае произведений живописи, редко представленных на аукционах, за основание для оценки брались цены, опубликованные в 1935 году американским коллекционером живописи, банкиром и министром финансов США Э. У. Меллоном. В ходе передачи в дар своей коллекции государству Меллон был вынужден указать примерные цены, по которым были приобретены произведения из его коллекции. По словам самих авторов оценки, «Известно, что цены на художественные произведения способны испытывать значительные изменения.