Возможности комикс-технологии в развитии мягких навыков у учащейся молодежи
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире, с динамическими изменениями в жизни общества, где материальные ценности стали преобладать над духовно-нравственными, где происходит отчуждение народов от своей культуры, осуществляются попытки переписать общественно-исторический опыт, необходимо уделять особое внимание гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. На сегодняшний день тема патриотического воспитания детей школьного возраста весьма актуальна.
В соответствии с основными нормативными документами, такими как ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.» и Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021–2025 г.г.», патриотическое воспитание выступает одним из основных направлений в формировании у учащейся молодёжи высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….…………………. 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ………………………………………………... 7
Сущность и направления развития патриотического воспитания учащейся молодежи…………………………………………………….…... 7
1.2. Технология игровой деятельности: сущность, функции, принципы и типологии игр ………………………………………………………………..16
1.3. Роль игровых технологий в патриотическом воспитании учащейся молодёжи……………………………………………………………………...26
Выводы по I главе…………………………………………………………… 29
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ………………….……31
2.1. Анализ опыта патриотического воспитания учащейся молодёжи с применением игровых технологий…………...…………………….............. 31
2.2. Программа патриотического воспитания учащейся молодёжи «Патриоты Вятского края» в процессе игровой деятельности ………..….
2.3. Апробирование и оценка эффективности программы патриотического воспитания учащейся молодежи «Патриоты Вятского края»…………………………………………………………………………..
Выводы по II главе…………………………………………………………... 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………………… 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……...…………………………...…… 53
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………….………… 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Указ Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666 «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
- Указ Президента Российской Федерации от 20 октября 2012 г. N 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания».
- Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 N 1493 (ред. от 30.03.2020) "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы"- С.1
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования (далее – Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации. с1-2
- Абрамова В.Ю., Пономарева И.А. Формирование социально-личностных компетенций школьников во внеклассной работе по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». European Social Science Journal. 2014; № 4-2 (43)
- Акинина Е.И. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников / Е.И. Акинина, С.И. Ростовщикова, Ю.А. Акинина
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М., Просвещение, 1995. - 336 с
- Букатов В. М. Эдьютеймент: дидактические уроки игровых инноваций в образовании молодёжи // Актуальные проблемы психологического знания. - 201
- Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания. Педагогика. – 2006. — № 2. — С. 37
- Васютин Ю. С. Военно-патриотическое воспитание: теория, опыт. - М., 1984.-316 с
- Вырщиков, А. Н. Патриотическое воспитание [Текст]: методологический аспект. / А. Н, Вырщиков, М. П. Бузский. - Волгоград: Издатель, 2001. -245 с.
- Горелик Ф. Б. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение. Из опыта работы: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2016. - 208 с.
- Дмитриева Е.А «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ» ГБОУ ВО "Белгородский государственный институт искусств и культуры"
- Дьяченко В. В. Теория и практика патриотического воспитания в России: дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2001. - 348 с.
- Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности. М., 2007.- С. 10
- Зайцев В.С. Игровые технологии в профессиональном образовании учебно-методическое пособие – 8-24c
- Захаров А. Л. Теоретико-методологические подходы к патриотическому воспитанию школьников. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»
- Колесникова И.А., Борытко Н.М., Поляков С.Д. Подходы к определению понятия "воспитание" Воспитательная деятельность педагога: учеб. Пособие. для студ. высш. пед. учеб. заведений . - М.: 2005. -9с
- Кочевцева С. А. Организация патриотического воспитания студентов в среднем специальном учебном заведении: автореф. дис. канд. пед. наук. - Рязань, 2005. - 24 с.
- Кузнецова А. В., Кублицкая Е. А. Гражданский патриотизм - основа формирования новой российской идентичности. Москва: РИЦ ИСПИ РАН, 2005.
- Ланина Н.В. Диагностические и развивающие ресурсы интерактивных методов обучения / Н.В. Ланина // Социальная психология в образовательном пространстве: материалы I Международной науч. – практ. конф., М., 2013.
- В.В. Летрусинского. Игры - обучение, тренинг, досуг / М., 1994.
- Лихачев Б.Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев // Учебное пособие. – М.: Изд-во «Прометей», 1992. –528
- Морозов А. А. «СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ КАК ФОРМА ВОЕННО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ» -с1
- Мудрик А. В. О воспитании старшеклассников: кн. для классных руководителей. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с.
- Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения Спец. семинар дляучителей», М., 2004
- Павлов, Б. Ф. Воспитание патриота [Текст]: учеб. пособие для высш. и сред, спец. гуманит. учеб. заведений/Б. Ф. Павлов, А. Н. Хузиахметов. - Казань: ТаРИХ, 2004.-319 с.
- Панфилова А. Н. Игровое моделирование в деятельности педагога. – М., 2006
- Патрушева, Е.А. Формирование гражданско-патриотических ценностей у подростков в историко-краеведческой деятельности школы: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.05 / Е. А. Патрушева-Челябинск, 2009. – 24 с.
- Пионтковский В. В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях регионального образования : дис. . д-ра пед. наук. - Якутск, 2006. - 346 с.
- Поддубный, Е. Н, Патриотическое воспитание школьников в изменяющейся России [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. /Е. И. Поддубный. - М.: РГБ, 2005.
- Сафонова Т. М. Основы гражданского воспитания и образования // Вопросы гуманитарных наук. 2006. № 5. С. 204-205.
- Седов л. н., Толстолуцких н. п. «Теория и методика воспитания» - 21с
- Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005. – 556 с
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с
- Тонков Е. В. Педагогика образования: учеб. пособие: курс лекций для студентов вузов, обуч. по спец. 033400 «Педагогика» / Е. В. Тонков ; БелГУ. — Белгород : БелГУ, 2006. — 444 с.
- Туманов, А. И. Феномен российского патриотизма как социодинамическая система: дис. ... канд. филос. наук. / А. И. Туманов. - Тверь, 2006.
- Щуркова, Н. Е. Профессиональное обеспечение ценностно-ориентированного воспитания [Текст] / Н. Е. Щуркова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. — С. 139-148.
- Благотворительный фонд «ПАМЯТЬ ПОКОЛЕНИЙ» https://pamyatpokoleniy.ru/
2.3. Апробирование и оценка эффективности программы патриотического воспитания учащейся молодежи «Патриоты Вятского края»
Проведем анализ изменений, произошедших в классе под воздействием программы по патриотическому воспитанию учащейся молодёжи с использованием игровых технологий «Патриоты Вятского края».
Программа была апробирована на подростках в возрасте 16–17 лет, МБОУ СОШ № 60. Участниками стали 23 учащихся 10 «Б» класса из которых 11 мальчиков и 12 девочек.
В целях определения отношения молодёжи к патриотическому воспитанию был подобран следующий методы исследования: метод анкетирования. Разработанные анкеты представлены в приложении Б и В.
С целью определения эффективности разработанной программы по патриотическому воспитанию учащейся молодёжи с использованием игровых технологий был проведен анализ данных, поученных на начальном и завершающем этапе формирующего эксперимента.