Предрассудки и проблема понимания Чужого
Введение
Становление общества невозможно без деления на тех, кто «Свой», то есть тех, кто принадлежит данному обществу и данной культуре, и тех, кто «Чужой», то есть тех, кто не принадлежит данному обществу. Постоянные конфликты и войны, сопровождающие развитие человечества, лишь только обостряют данную проблему, усиливая разногласия между народами, социальными группами и государствами. Оппозиция «Cвой»–«Чужой» принимает не только культурологическое наполнение, но и политическое, и религиозное, особенно ярко это проявляется в современном обществе. Несмотря на процессы, традиционно именуемые прогрессом, общество не смогло избавиться от противоречий, разногласий и конфликтов. Прогресс в науке и технике, бурное развитие наукоемких и информационных технологий, становление цифрового общества способствует накоплению рискогенных факторов и не приводит к нравственному прогрессу, нивелирования конфликтологических ситуаций как религиозного, политического, так и культурологического характера н
Содержание
Введение.........................................................................................................3
Раздел 1. Проблема осознания и понимания понятия «Чужого»..................................................................................................................4
Раздел 2. Ксенофобия, как восприятие «Чужого», как неприятного и опасного...................................................................................................................8
Заключение..................................................................................................11
Список литературы......................................................................................13
Список литературы
- Шакирова Е.Ю. Репрезентация образа врага в социокультурном пространстве // Историческая память: травмы прошлого, противоречия настоящего, перспективы будущего. Сборник статей по итогам Всероссийской научной конференции. Саратов: ИЦ «Наука», 2018, с. 261.
- Платон. Собрание сочинений: в 4-х т. Т. 2 / Общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи; Примеч. А.Ф. Лосева и А.А. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. М.: Мысль, 1993. 528 с.
-Ортега-и-Гассет Х. Человек и люди // Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. М., 2000, с. 600
- Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб: Наука, 1998, с. 200.
- Левинас Э. Время и Другой. Гуманизм другого человека. СПб.: Высшая религиознофилос. шк., 1999, с. 76.
- Левинас Э. Избранное. Тотальность и Бесконечное. М.; СПб.: Университетская книга, 2000, с. 113.
-Бубер М. Я и Ты. М.: Высшая школа, 1993, с. 9.
- Бубер М. Два образа веры. М.: АСТ, 1999, с. 26.
- Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии. М.: Республика, 2004, с. 246-276.
- Ортега-и-Гассет Х. Человек и люди // Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. М., 2000, с. 567.
- Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии. М.: Республика, 200, с. 258
На основе образа «Чужого», который формируется двумя способами – естественным, то есть в процессе развития определенной культуры и в результате ее контактов с другими культурами, и при помощи манипулирования общественным сознанием политической элиты – складывается представление о враге. Противопоставление «Своего» и «Чужого» носит вневременной характер и влияет на разные сферы социального бытия. Оно сформировалось при зарождении человечества и существует много тысячелетий. Но постоянное появление новых аспектов и смыслов данной оппозиции определяет ее актуальность и значимость в философии. Проблемы, связанные с особенностями самоопределения человека, как в древности, так и в современном обществе вызывают большой интерес, при изучении которых появляется возможность исследования критериев выделения себя из социальной группы. Определение границ «Своего» становится возможным через понимание границ «Чужого» и наоборот. Таким образом, идентифицирующая оппозиция «Свой»– «Чужой» всегда была востребованной в любом обществе в различные времена. Отметим, что «история есть постоянное обновление и человека, и его восприятия социального (как того, которое было, так и того, которое есть)». Оппозиция «Свой»–«Чужой» выявляется в сфере осознания «Я» как «Я-Другой» и обретает фундаментальный характер и особую актуальность в 21 веке. Философия стремится к объективированию истины, поэтому предпочитает термин «Другой», который нейтрален по сравнению с «Чужим», имеющим особую эмоционально-психологическую и социокультурную нагруженность. Многие великие философы конца XIX-XX в. (Ф. Ницше, Э. Гуссерль, Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, М. Бубер, Ж. Деррида, Э. Левинас, Ж. Лакан, Б. Вандельфейс, Х. Ортега-и-Гассет) анализировали оппозицию «ЯДругой», через которую каждый по-своему раскрывает структуру субъективности и внутреннего мира человека. Начало этому процессу можно найти еще в античной философии. В одном из диалогов Платона «Софист» присутствует обсуждение проблемы «Иного», а ведет этот диалог чужеземец и рассказывает он о проблеме «Иного».