Развитие высшего образования в средние века на примере взаимоотношений университетов с государством, церковью и обществом в XI – XV вв
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Временем зарождения высшего образования традиционно считается Средневековье, преимущественно XI-XII века. Фундаментом этого образования являлись университеты, которые были новой стадией развития уже существовавших городских и монастырских школ. Стоит сказать, что университеты обладали значительным влиянием на всю Европу, будучи основой интеллектуальной жизни региона. Именно благодаря университетам, мир увидел многочисленных учёных, поэтов, философов. Многие оригинальные, смелые и прорывные идеи этого периода рождались именно в их стенах.
Университет в период Средневековья – это уникальная организация, для которой была характерна особая внутренняя структура, иерархия и порядки функционирования. Но путь становления отдельного университета был тернистым, ввиду определённого рода препятствий.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение …………………………………………………………………... 3
ГЛАВА 1. ОТБОР ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА В XI – XV ВВ.»……………………………………………………………………….. 20
1.1. Причины и пути возникновения университетов в средневековой Западной Европе………………………………………………….………....... 20
1.2.Взаимоотношения западноевропейских университетов со светской и духовной властью…………………………………………………………….. 31
1.3. Борьба университетов за независимость от церкви в сфере управления и образования …………………………………………………… 38
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ (XI-XV ВВ.)…....... 44
2.1. Учет возрастных и познавательных особенностей младших подростков в процессе обучения истории…………………………………... 44
2.2. Отражение вопросов истории взаимоотношений университетов с государством, церковью и обществом в XI-XV вв. в школьной учебной литературе……………………………………………………………………... 55
2.3. Разработка методических рекомендаций по проведению уроков при изучении темы «Развитие высшего образования в средние века в XI – XV вв.» (6 класс)…………………………………………………………………….. 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……. 74
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………. 81
Список использованных источников и литературы
ИСТОЧНИКИ
Нормативно-правовые акты
Историко-культурный стандарт // URL: http://school.historians.ru/wp-content/uploads/2013/ (Дата обращения: 05.05.2023).
Концепции нового учебно-методического комплекса по Всемирной истории. Проект. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tsput.ru/his_seminar/progect.pdf (дата обращения 15.04.2023 г.).
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (с изменениями и дополнениями), утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения 10.04.2023г.).
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/70291362/#friends (дата обращения 22.02.2023 г.).
Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность (с изменениями и дополнениями), утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/74634042/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения 15.01.2023 г.).
Исторические документы и материалы
Абеляр Петр. История моих бедствий // Аврелий Августин. Исповедь. 1992. 224 с.
Возникновение первых университетов // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nashaucheba.ru/v28112/ (Дата обращения: 15.02.2023).
Грамота Фридриха Барбароссы ученикам и учителям болонских школ // English Historical Review. М., 1939. С. 12
Из буллы папы Григория IX Парижскому университету (13 апреля 1231 г.) // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:
Данные обстоятельства вызывали острую потребность в объединение в некие ассоциации в интересах взаимной помощи и борьбы за свои права.
1.2. Взаимоотношения западноевропейских университетов со светской и духовной властью
В связи с тем, что университеты обладали, как общественной, так и политической значимостью, они были обязаны находиться в определенных отношениях как с светскими, так и с духовными властями.
Из источников, которые сохранились на данный момент нами был проведен анализ взаимоотношений университетов со светской и духовной властью в период с XI‒XV вв.
Первый документ, в котором Фридрих Барбаросса гарантировал преподавателям и студентам некоторые привилегии был выдан в г. Болонья в 1158 году. Вероятно, что учителя и городские власти болонского университета сами обратились к императору с просьбой дать им официальное разрешение на организацию университета. Император пошел навстречу, прежде всего, по политическим