Сравнительный анализ профориентации старшей школы в России и Финляндии на примере Лицея НИУ ВШЭ и Etela-Tapolian Lukio
Введение
Верный выбор профессии влияет как на будущее самого человека, так и на общество, ведь люди, которые правильно сделали свой выбор и работают с удовольствием в той или иной сфере деятельности, показывают высокую производительность труда, что является очень важным стратегическим ресурсом для общества и государства.
В современном обществе все больше повышаются требования к уровню профессиональной подготовленности кадров, что актуализирует проблему профессиональной ориентации. Периодом, наиболее актуальным для профессионального самоопределения, является юношество. Это связано с тем, что перед подростками, которые заканчивают школу, встает проблема выбора ВУЗа, будущей профессии. При этом лишь немногие выпускники окончательно определяются с выбором профессии к концу обучения.
Оглавление
Введение 2
1. История возникновения и развития профориентации 4
2. Профориентация и другие центральные понятия 8
2.1. Основные подходы к понятию профориентации 10
Вывод по теоретической главе 12
3. Российская система профориентации 12
4. Опыт финской профориентации 16
5. Сравнение профориентации в России и Финляндии 19
6. Профориентация в Лицее НИУ ВШЭ 20
7. Профориентация в Etelä-Tapiolan lukio 23
8. Сравнительный анализ профориентации Лицея НИУ ВШЭ и Etelä-Tapiolan lukio 24
9. Проведение анкетирования 25
10. Заключение 27
Список литературы
1. БСЭ. - 2е издание, М., 1955-Т.31.
2. Гуревич К.М. Проблемы дифференциальной психологии. – М.: Изд-ва «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.
3. Иванов И.П. Квалифицированные кадры – основа успеха//Человек и труд. – 1995. -№4.
4. Климов Е.А. Введение в психологи труда.- М.: Изд-во МГУ, 1988.
5. Кон И.С. Открытие Я.- М.: Прогресс, 1978.
6. Личность, труд, занятость: Словарь социально-психологических терминов. – Челябинск: ЧОЦЗН, ЧОЦПН И ПИ, 1995.
7. Общая психодиагностика/ Под ред. А.А.Бодалева, В.В. Столина и др. – М.: Изд-ва МГУ, 1987.
8. Основы профориентации и профессионального консультирования: учебное пособие/Е.В.Гудкова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004.
9. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно – исторической перспективе// Вопросы психологии. – 1996. - №1.
10. Симоненко И.Л. От кадровой политики к управлению персоналом// Социологические исследования. – 1994. - № 8-9.
11. Ярошевский М.Г. История психологии. – М.: Мысль, 1985.
В России первая профориентационная служба была создана в 1897 году, однако государственный статус такие службы приобрели позже. Еще в России дореволюционных времен существовали журналы, содержащие информацию об учебных заведениях. До появления специальных профориентационных служб существовала практика помощи людям в выборе специализации и факультета в институте. Эти занимались в свое время профессор Н. Киреев, позже М.А. Рыбникова и И.А. Рыбников.
В 20-е годы произошли серьезные изменения в профориентационной деятельности. В 1924 году, по инициативе А.Ф. Кларка, была создана первая Лаборатория профессионального консультирования. В апреле 1927 г. открыли первое в СССР Бюро профконсультации. Уже к 1934 г. сеть профессиональных учреждений насчитывала 86 бюро, которые специализировались на профессиональном подборе людей, поступающих в Фабрично-заводские ученичества.
Вопросами профориентации занимались А.П. Болтунов, А.И. Щербаков. С.Г. Геллерштейн создал первую профессиональную типологию. Ф. Энгельс предложил идею политехнического подхода, его суть заключалась в изучении профессий производства, выявлении смежных профессий, а также выявлении из каких профессий в какие легко переключиться.