Реализм и фантастика в творчестве Иеронима Босха
Введение
Мир мастеров живописи чрезвычайно огромен и представляет собой масштабный каталог разнообразных стилей и направлений, которые изучаются на протяжении веков. Тем не менее, всех авторов можно условно разделить на две группы.
Работы художников первой (более многочисленной) группы имеют цель прежде всего доставить эстетическое наслаждение созерцателю – они удивляют достоверностью изображения, восхищают особенной цветовой палитрой, поражают мастерством в изображении деталей, человеческих эмоций, настроений и т. д.
Работы мастеров второй группы преследуют совсем иные цели – они предлагают зрителю попытаться разгадать некий скрытый смысл, заложенный в изображении необычных, непонятных, намеренно искаженных образов и предметов. Как правило, подобные работы вызывают активный интерес как у профессиональных искусствоведов, так и у рядовых любителей живописи. Так устроена человеческая психика – во все времена люди любили разгадывать загадки, узнавать секреты, проникать в тайны.
Содержание
Введение3
Глава 1. Иероним Босх – крупнейший мастер Северного Возрождения6
1.1 Происхождение И. Босха, личная жизнь и образование6
1.2 Влияние религии и общественного устройства на творческую деятельность И. Босха 9
Вывод по 1 главе12
Глава 2. Творчество И. Босха: переплетение реализма и фантастики13
2.1 Виртуозные грани живописной техники и стиля творчества И. Босха13
2.2 Художественные образы и символы в картинах И. Босха18
Вывод по 2 главе25
Заключение26
Список использованных источников28
Приложение30
Список использованных источников
Аксенова, А. История искусств. Просто о важном. Стили, направления и течения / А. Аксенова. - М.: Эксмо, 2017. - 220 c.
Арсланов, В.Г. Теория и история искусствознания. Античность. Средние века. Возрождение: Учебное пособие / В. Г. Арсланов. - М.: Академический проект, 2015. - 436 c.
Астахов А. Ю. Иероним Босх. Триптихи / А. В. Астахов // Воскресный день: Мастера живописи. Золотой фонд, 2019. – 64 с.
Баженов В. От Босха до Ван Гога. – Litres, 2023.–241 с.
Бозинг В. Иероним Босх. Около 1450–1516. Между Раем и Адом.– М.: Арт-Родник, 2001–96 с.
Виппер Б. Р. Введения в историческое изучение искусства // Статьи об искусстве, М., 1970, С. 59–450.
Волкова П. От Джотто до Тициана. Титаны Возрождения. Аст, 2018.– 256 с.
Вчерашняя А. Сад земных наслаждений [Электронный ресурс] URL:https://artchive.ru/hieronymusbosch/works/370568~Sad_zemnykhnaslazhdenij (Дата обращения 04.05.2023)
Гнедич, П.П. История искусств: Зодчество. Живопись. Ваяние. Эпоха Возрождения: мировые шедевры / П.П. Гнедич. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015. - 448 c.
Гомбрих Э. История искусства [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/gombr/index.php.
Дунаева, Т. В. Символизм в творчестве И. Босха / Т. В. Дунаева // SCHOLA-2018 : Сборник научных статей факультета политологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова – Москва : Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 2018. – С. 417–421.
Зимоглядов А. Босх его знает: главные символы «Сада земных наслаждений» крупным планом [Электронный ресурс]. URL: https://artchive.ru/publications/1619~Boskh_ego_znaet_glavnye_simvoly_Sada_zemnykh_naslazhdenij_krupnym_planom (Дата обращения 12.05.2023)
Иероним Босх / сост. Е. В. Лёвкина. - Москва : РИПОЛ классик, 2014. - 38 с.
Косякова В. Иероним Босх. Жизнь и творчество. – Litres, 2020.-200 с.
Майкапар А. Литературная программа живописного шедевра [Электронный ресурс] URL: https
Такого направления в искусстве и литературе. В мире есть два художника, ну, может быть три, по которым можно судить об уровне образования в обществе людей того времени.
Это Леонардо, Дюрер и Иероним Босх. Именно эти люди знали многое о мире и о земном шаре. И буддизм присутствует в его работах и жители черного континента. Как замечательно знать и думать о таком художнике, оставившим свое послание. Но никогда его послание не может быть неосновательным. Главная идея и очень большое количество доказательств, которые заключаются в самопознании и миропознании [6].
Выводы по 1 главе
В соответствии с задачей 1 главы, изучив сохранившиеся данные, в которых зафиксированы сведения о происхождении живописца, его семье, о том, как и чему его обучали, а также чем он занимался в свои более зрелые годы, можно подвести следующий итог. Стопроцентную достоверность фактов, касающихся биографии и творчества, трудно подтвердить, и любая часть из них может являться заведом