Особенности политики Германии по содействию развитию социальной сферы в постсоветских странах (на примере Казахстана и Грузии)
Введение
Актуальность данной темы исследования состоит в том, что завершение «холодной войны», распад СССР и образование на его бывшей территории новых независимых государств, обусловило возникновение нового направления внешней политики ФРГ, которое сегодня представляет малоизученный аспект внешнеполитического курса этого государства. Интерес именно к немецкому курсу объясняется тем, что Германия за последние 30 лет стала одним из партнеров большинства стран данного региона и “связующим звеном” европейского и постсоветского пространств, в том числе и за счет имплементации “политики развития”, оказания гуманитарной помощи, содействию социальному прогрессу в области образования и политической грамотности путем поддержки деятельности своих партийных фондов и неправительственных организаций на территории этих стран.
При этом особенно актуальной темой становится вопрос субъектности или, наоборот, бесформенности и абстрактности понятия “постсоветское пространство” в общем понимании, а так
Оглавление
Введение3
Глава 1. Теоретические аспекты социального вектора внешней политики ФРГ на постсоветском пространстве13
1.1 Инструментарий социального вектора внешней политики ФРГ13
1.2 Определение понятия “постсоветское пространство” и отношения ФРГ к нему на первоначальном этапе28
Глава 2. Практические аспекты социального вектора внешней политики ФРГ на постсоветском пространстве41
2.1 Содействие развитию социальной сферы (на примере Казахстана)41
2.2 Германо-грузинское взаимодействие в сфере содействия развитию социальной сферы63
Заключение77
Список источников и литературы80
Список использованных источников и литературы
Источники
Программные документы правительства ФРГ
1. Agenda der Beziehungen Deutschlands mit den baltischen Staaten vom 28. August 1996 // Auswärtigas Amt [Электронный ресурс]. – URL: http://www. auswaertiges-amt.de/3_auspol/2/3-2-2e.htm. – [Дата обращения: 11.01.2023].
2. Aufbruch und Erneuerung – Deutschlands Weg ins 21. Jahrhundert. Koalitionsvereinbarung zwischen der Sozialdemokratischen Partei Deutschlands und Bündnis 90/Die Grünen. Bonn, 20. Oktober 1998. – Bonn, 1998. – 42 S.
3. Die EU und Zentralasien : Strategie für eine neue Partnerschaft // Auswärtiges Amt [Электронный ресурс]. – 2007. – 19 S. – URL: http://www.auswaertigesamt.de/diplo/de/Europa/Aussenpolitik/Regionalabkommen/Zentralasien.html. – [Дата обращения: 20.01.2023].
4. Die Kaukasusinitiative des BMZ. Verständigung ermutigen [Электронный ресурс]. – Berlin : Bundesministerium für wirtschaftliche Zusammenarbeit und Entwicklung, 2005. – № 137. – URL: http://www.bmz.de/de/service/infothek/ fach/materialien/materialie137.pdf?PHPSESSID=494a80a02c98ee533158ba4da0e46 9b4. – [Дата обращения: 13.01.2023]
5. Gemeinsam für Deutschland – mit Mut und Menschlichkeit. Koalitionsvertrag zwischen CDU, CSU und SPD. 11.11. 2005. – Berlin, 2005. – 190 S.
6. Koalitionsvereinbarung für die 12. Legislaturperiode des Deutschen Bundestages // CDU-Dokumentation. – 1991. – № 2 – S. 1–80. 368
7. Koalitionsvereinbarung für die 13. Legislaturperiode des Deutsches Bundestages. Bonn, den 11. November 1994. – Bonn, 1994. – 49 S.
8. Koalitionsvertrag 2002–2006: Erneuerung – Gerechtigkeit – Nachhaltigkeit. Für ein wirtschaftlich starkes, soziales und ökologisches Deutschland. Für eine lebendige Demokratie. Berlin, den 16. Oktober 2002. – Berlin, 2002. – 88 S.
9. Verteidigungspolitischen Richtlinien für den Geschäftsbereich des Bundesministers der Verteidigung / Bundesministerium der Verteidigung ; Bonn, 26. November 1992. – Bonn : Bundesministerium
настоящего исследования за постсоветское пространство будут пониматься государства бывшего СССР, за исключением: Российской Федерации, Латвии, Литвы, Эстонии и Туркменистана.
РФ рассматривается вне региона, так как Россия сама по себе является крупным глобальным актором, который имплементирует своё собственное видение на постсоветском пространстве. При этом Москва конкурирует с другими крупными акторами за влияние в регионе и формирует ради укрепления собственных позиций свои независимые политические и экономические проекты, наподобие Содружества Независимых Государств или Организации Договора Коллективной Безопасности. В этом контексте взаимоотношения ФРГ и РФ играют особую и отдельную от региональной специфики роль, что не является темой данного исследования. Латвия, Литва и Эстония не рассматриваются мной как часть пространства, так как этими странами сразу был взят курс на отмежевание от своих бывших “соседей”. Страны Балтии практически сразу были включены в европейские структур