Эмпирическое исследование представления разных поколений к цифровизации
ВВЕДЕНИЕ
За пределы школ уходят молодые люди, чья жизнь связана компьютером, с разными высокотехнологичными гаджетами (телефоны, цифровые фотоаппараты, GPS-навигаторы, флешки, плееры), программными продуктами, виджетами.
Возможности в освоении их являются огромными, что выполняется в течении небольшого периода времени без инструкций, справочных данных, описаний.
Цифровое поколение обладает большими возможностями, нежели предыдущие поколения для развития и планировании карьеры при наличии соответствующей мотивации, непрерывного повышения культуры, образования.
В последние годы важная проблема – вхождение в образовательную сферу нового поколения граждан, которые родились и выросли на переломе тысячелетий, которые формировались в сетевом обществе, получали данные из разных гаджетов в «on-line» режиме.
В педагогической практике, науке отсутствует требуемое внимание анализу особенностей, которыми обладают представители «цифрового поколения».
Наблюдаются отличия в системе це
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И РЕГУЛЯЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ РАЗНЫХ ПОКОЛЕНИЙ В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ 7
1.1 Феномен цифрового пространства в современной науке 7
1.2 Цифровая социализация как способ конструирования ответственности и регуляции представлений разных поколений в цифровом пространстве 17
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1 24
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РАЗНЫХ ПОКОЛЕНИЙ К ЦИФРОВИЗАЦИИ 27
2.1 Этапы исследования и характеристика выборки 27
2.2 Обоснование комплекса психодиагностических методик 28
2.2.1 Структура комплекса методик 30
2.2.2 Описание 1-го блока. Оценка цифровых компетенций поколений 30
2.2.3 Описание 2-го блока. Исследование ответственности разных поколений к цифровым процессам 31
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2 34
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РАЗНЫХ ПОКОЛЕНИЙ К ЦИФРОВИЗАЦИИ 36
3.1 Результаты эмпирического исследования представления разных поколений к цифровизации 36
3.1.1 Оценка цифровых компетенций поколений: «беби-бумеров» X/Y и поколения Z 42
3.1.2 Уровень ответственности разных поколений к цифровым процессам 44
3.1.3 Представление о различии в степени освоения цифровых технологий различными людьми 47
3.1.4 Оценка конфликтности представителей различных поколений в цифровой среде 50
3.2 Пути разрешения конфликта поколений в цифровой среде 52
3.3 Повышение уровня ответственности разных поколений к цифровым процессам 61
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 3 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ахмадуллин И.Р. Магистральные векторы развития бизнес-элиты: федеральный и региональный уровни // Управление устойчивым развитием. –2018. – № 1(14). – С. 35-39.
2. Ахмадуллин И.Р. Прогрессивный подоходный налог как путь и метод восстановления социальной справедливости // Управление устойчивым развитием. – 2016. – № 5(06). – С. 57-60.
3. Гринфилд А. Радикальные технологии: устройство повседневной жизни / Пер. с англ. И. Кушнаревой. М.: Дело, 2018. – 90 с.
4. Анкета «Цифровая компетентность» [Электронный ресурс]. – Режим до-ступа: http://ormk55.ru/proekt-it-vektor/it-olimp/anketa_ck.pdf (дата обращения: 13.01.2023).
5. Кондрашихина О.А., Бадалова М.В., Терен-тьева А.И. Особенности личностной идентичности пользователей социальных сетей поколений Y и Z. - URL: https://cyberpsy.ru/articles/ identichnost-pokoleniya-y-z/https://cyberpsy.ru/ articles/identichnost-pokoleniya-y-z/(дата обращения: 13.01.2023).
6. Конфликтология сфер социальной жизни: учеб. пособие / С.А. Сергеев [и др.]. - Казань: Казан. нац. исслед. технол. ун-тет, 2019. – 468 с.
7. Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения / под ред. И.С. Кон. - М.: Наука. 2018. – 429 с.
8. Морозов Е. Интернет как иллюзия. Обратная сторона сети. - М.: АСТ, CORPUS, 2019. – 528 с.
9. Московская школа конфликтологии // Виртуальные конфликты / Под ред. Sedov Company. - URL: http://conflictmanagement.ru/virtualnye-konflikty
10. Рассказова Е. И. Психологические последствия развития информационных технологий // Национальный психологический журнал. – 2022. – № 1 (7). – С. 81-87.
11. Рахмеева И.И., Золкин А.Л. Изменение содержания концепта «качество жизни» в цифровую эпоху. / Менеджмент в социальных и экономических системах: сб. статей XII Международной научно-практической конференции. / Под общ. ред. С.Д. Резника. - Пенза, 2020. – С. 97-100.
12. Соколов В. А. Исследование субъективного ощущения одиночества и психологической зависимости от интернета и социальных сетей у студентов: магистерская диссертация. Екатеринбург: УрФУ https://elar.urfu. ru/bitstream/10995/86619/1/m_th_v.a.sokolov_2020.pdf(дата обращения: 13.01.2023).
13. Солдатова Г. У Цифровая культура: правила, ответственность и регуляция // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: сборник научных статей и материалов международной конференции / Под общ. ред. Р. В. Ершовой. Коломна: ГСГУ, 2018. – С. 374-379.
14. Солдатова Г. У, Рассказова Е. И. «Цифровой разрыв» и межпоколен-ческие отношения родителей и детей // Психологический журнал. – 2022. – № 5. – С. 44-54.
15. Солдатова Г. У., Трифонова А. В. Медиамногозадач
Идея «обратимости» в интернете событий, вероятность их «отматывания назад» предоставляют личности возможность для отношения к организации взаимодействия с меньшей ответственностью.
Люди, которые были рождены после 2003г. воспринимают безопасность в виде ценности. По этой причине представители данного поколения способны объединять в своем составе онлайн и офлайн коммуникацию.
Общение для некоторых из них является самостоятельной ценностью, несмотря на наличие трудностей в формировании дружеских отношений с людьми. У них в приоритете написание сообщений, нежели звонки.
У поколения Z наблюдается сужение интересов, тогда как представления по работе, отдыху имеют связь с применением разных технологических средств, что влечет возникновение у родителей, педагогов беспокойства.
У личности появляется чувство тревоги при живом общении [3, с. 19]. В 2022г. В. А. Соколова провела исследования, где было установлено, что представителей данного поколения привлекает удобство в процессе применения технических средств. 84,3% опрошенных оспытывают средний, высокий уровень зависимости от гаджетов, тогда как 85,8% не являются готовыми для отказа от смартфона.
Было установлено, что время в соц.сетях не способно создать проблем в жизни, не оказывает влияние на способность распоряжаться судьбой своей [17, c. 76]
В качестве парадокса цифровой социализации выступает феномен без национальной окраски – одиночество. В р