Названия поэтических произведений А. Блока художественно-символический смысл
ВВЕДЕНИЕ
В одном из своих дневников, А. Блок, определяя словесную структуру стихотворения, писал: «Всякое стихотворение — покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды. Из-за них существует стихотворение. Тем оно темнее, чем отдалённее эти слова от текста. В самом тёмном стихотворении не блещут отдельные слова, оно питается не ими, а тёмной музыкой пропитано и пресыщено. Хорошо писать и звёздные и беззвёздные стихи, где только могут вспыхнуть звёзды или можно их самому зажечь» . Это яркое метафорическое выражение А. Блока с поэтической точки зрения, на наш взгляд, вполне соотносимо с научным обоснованием В.И. Тюпы такого важного свойства заглавия, как его связность, то есть повторения заглавных слов в тексте произведения: «связывает отдельные участки дискурса друг с другом, обеспечивает его концептуальное единство и задает его фокус». Разобраться в аспектах выражения яркой поэтической индивидуальности, интерпретировать в названиях поэтических произ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………... 1
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАГЛАВИЯ В ПОЭЗИИ…………………………………………………….
1.1. Заглавие и заголовок в поэзии: подходы к определению, классификация, структурные особенности, функции……………………… 5
1.2. Взаимодействие текста и заглавия как раскрытие художественного замысла………………………………………………………………………... 11
ГЛАВА 2. ЛИНГВОПОЭТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАГЛАВИЯ В ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТАХ А.А. БЛОКА.………………………….......
2.1. Общий анализ заголовков и заглавий, структурно-семантические особенности…………………………………………………………………… 17
2.2. Лингвопоэтический анализ цикла «Страшный мир»………………….. 28
ГЛАВА 3. ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-СИМВОЛИЧЕСКОГО СМЫСЛА НАЗВАНИЙ ПОЭТИЧЕСКИЙ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А. БЛОКА..………
3.1. Методическая обоснованность использования уроков-практикумов и уроков-лекций………………………………………………………………… 45
3.2. Конспект-план урока для филологических классов «Названия поэтических произведений А. Блока»………………………………………. 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ………………………………………………..... 67
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...
Приложение 1. Таблица для заполнения «Типология заглавий»..
Приложение 2. Таблица для заполнения «Схема анализа поэтического текста»……………………………………………………….. 74
Список использованной литературы
А. А. Блок. Полное собрание сочинений в 20-ти т., М., Наука. 1997.
Белый А. А. Блок // Белый А. Поэзия слова. Пб.: Эпоха, 1922. С. 106–134.
Белый А. и др. Памяти Александра Блока. LXXXIII открытое заседание Вольной Философской Ассоциации, 28 августа 1921. Петербург, 1922. Letchworth: Prideaux Press, 1971. 63 с.
Блок А. Полн. собр. соч. и писем: в 20 т. Т. 3. Кн. 3. Комментарий. М.: Наука, 1997. С. 11.
Брянчанинов. Слово о смерти. СПб, 1905. С. 24.
Живолупова Н.В. Проблема смысловой трансформации лирического стихотворения в художественном пространстве цикла // Zyklusdichtung in den slavischen Literaturen. Hrsg. v. R. Ibler. Frankfurt am Main (u. a.) 2000. S. 615–624.
Живолупова Н. В. Цикл А. Блока «Страшный мир» (редакция 1921) как художественное единство // Вестник ННГУ. 2014. №2-2. С. 162-167.
Минц З.Г. Блок и русский символизм // Александр Блок. Новые материалы и исследования. Кн. 1. М.: Наука, 1980. С. 98–172
Правдина И.С. История формирования цикла «Страшный мир» // В мире Блока. М.: Сов. писатель, 1981. С. 209-244.
Тагер Е.Б. Мотивы «возмездия» и «страшного мира» в лирике Блока // Александр Блок. Новые материалы и исследования. Кн. 1. М.: Наука, 1980. С. 85-97.
Научная и учебно-методическая литература:
Аристотель. Поэтика // Аристотель и античная литература. – М., 1978.
Барт Р. Интертекстуальность // Современное зарубежное литературоведение: энциклопедический справочник/ Под ред. И.П. Ильина и Е.А. Цургановой. – М, 1996.
Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Вопросы литературы и эстетики / М.М. Бахтин. – М.: Худож. лит., 1975. – 504 с.
Блок А.А, О современном состоянии русского символизма/ Собрание сочинений в 6 т. Т.4. очерки. Статьи. Речи. 190501921. – Ленинград: «Художественная литература», 1982. – С. 141-152.
Брудный А.А. О сознании и тексте // Мысль и текст: Сб. науч. тр. Фрунзе: 1988.
Введение в литературоведение. Литерат
Соответственно, мы можем сделать вывод, что уединенность, одиночество лирического героя Блока, присущее циклу «Стихи о Прекрасной Даме», постепенно сменяются картинами реальности. Так, например, в «Распутьях» появляются новые для поэта темы и образы, например, выбор пути. Также считается, что этот цикл является самым кризисным в творчестве А.А. Блока. В данном цикле явно чувствуется нарастающая тревога, растерянность от непонимания возможностей выбора в желании сочетания мечты слияния с возлюбленной и с повседневностью, бытом, и именно эта противоречивость, противопоставление является лейтмотивом всего цикла, что заявлено еще в заглавии.
«Фабрика» является одним из программных стихотворений данного цикла, так как именно оно является олицетворением бедственного положения современности Блока. С поставленным в заглавие мотивом цикла «Распутья» коррелирует олицетворяющий мрак и ужас черный цвет