Эффективность российских экономических рынков
Введение
Экономические институты – это совокупность создаваемых социумом формальных и неформальных норм и правил поведения, которые выступают в виде ограничений экономическим агентам, а также механизмов соответствующего контроля их соблюдения и защиты.
К институтам относят не только набор формальных норм (конституция, законодательство, право собственности), но и неформальных правил (традиций, обычаев). Экономические институты были созданы для обеспечения порядка и законности процессов обмена. Через такие институты совместно со стандартными экономическими ограничениями определялись альтернативы, издержки обращения и производства, а значит и прибыльность.
Тема экономических институтов является актуальной, из-за того, что роль институтов в социальной и экономической сфере общества колоссальна.
Наиболее подробное исследование провел ученый-экономист, Дуглас Норт. По словам Д. Норта, фундаментом экономики являются именно экономические институты, которые предоставляют защиту пра
Оглавление
Введение...................................................................................................................3
1. Сущность и функции экономических институтов..........................................4
2. Предпосылки к образованию экономических институтов России.................6
3. Особенности формирования экономических институтов России и их эффективность.......................................................................................................10
Заключение............................................................................................................17 Список литературы...............................................................................................18
Список литературы
1) Кругман, П. Кредо либерала / Центр исследований постиндустриального общества. Вступ. статья В. Л. Иноземцева. – М.: Издательство «Европа», 2009 г. – С. 157.
2) Мещеряков, Д. А. Основные теоретические проблемы институциональной экономики: Курс лекций: Учеб. пособие / Д. А. Мещеряков, В.С. Курилович. – 2-е издание, дополненное и переработанное. – Воронеж: Научная книга, 2008 г. – С. 31–32.
3) Мощенко Н. С. Экономические институты России: механизмы их действия, изменения и становления.// Вестник Челябинского государственного университета, с. 28–31 2012 г.
4) Чарахчан К. К. Государственное регулирование рыночной экономики : институциональные аспекты / К. К. Чарахчан. – Воронеж : Научная книга, 2005 г.
5) Аарон Дж. (2000) Рост и институты: Обзор доказательств. Наблюдатель за исследованиями Всемирного банка с. 99–135.
6) Спеллер П.Т. Институты и обязательства. Промышленные и корпоративные изменения с. 421–452, 1996 г.
Выбор хозяйственных субъектов с самого начала приносит определенное противоречие: несоответствие между идеальной поведенческой моделью предпринимателя, работающего добросовестно и обходящего законы и другие официальные нормы, с одной стороны, а с другой, интересами его субъекта и акционеров. Кроме того, лица, напрямую или опосредованно заинтересованные в конечных результатах выбора, не ограничены только вышеуказанными; и их интересы также могут противоречить друг другу. В результате процесс принятия решения занимает довольно продолжительный период конкуренции, необходимый для утверждения определенных норм экономического поведения. Однако независимо от результата выбора членам экономического сообщества придется править существующие нормы, прежде чем принять или отвергнуть новые модели поведения. Оценка последствий импортирования институтов экономического управления для страны-реципиента сама по себе становится главной задачей. Кроме того, такая оценка может также зависеть как от специфических временных рамок, так и от используемой точки старта. Следует принять к сведению, что импортируемые институты являются не более чем дополняющими к существующей институциональной структуре национальной экономики, эффективность структуры управления нельзя оценить независимо от специфических положений и установок других институтов. [6]
Введение новых экономических институтов России традиционно отражает политическое влияние различных европейских стран и США на правящую политическую элиту бывших соцстран и стран бывшего СССР. В то же время анализ показывает, что странам СССР традиционно навязывалась определенная институциональная модель экономической деятельности. Однако импорт институтов часто порождает хаос, вызванный противоречиями между институциональной средой импортирующей страны и институциональной средой экспортирующей страны, с которой импортируемые нормы имеют генетические корни. Из опыта прошлых лет очевидно, что формальные институты при содействии Правительства, а также неофициальные нормы, которые самостоятельно принимаются участниками рынка или бизнес-группами, можно импортировать.