Идея вольной жертвы в «Сказании о Борисе и Глебе» и идея вольной смерти в сочинениях протопопа Аввакума
ВведениеТема идеи вольной жертвы и вольной смерти в русской литературе является достаточно сложной и многогранной. Одним из ярких произведений, в которых прослеживается эта тема, является «Сказание о Борисе и Глебе», в котором рассказывается о двух братьях, ставших жертвами убийства. Их поступок часто рассматривается как вольная жертва, которая связана с идеалами духовной чистоты и жертвенности. В свою очередь, в сочинениях протопопа Аввакума, таких как «Житие Аввакума» прослеживается идея вольной смерти, которая также связана с духовной жизнью и стремлением к Богу. Эта тема очень интересна и важна для понимания представлений о религии людей того времени, а также проблем, с которыми они сталкивались.
В связи с этим, целью данной работы является сравнение идеи вольной жертвы в сказании о Борисе и Глебе и идеи вольной смерти в сочинениях протопопа Аввакума.
Оглавление
Введение
Обзор источников
Обзор историографии
Глава 1. Идея вольной жертвы в «Сказании о Борисе и Глебе»
Глава 2. Идея вольной смерти в сочинениях протопопа Аввакума
Заключение.
Сспользуемые источники:
Используемая историография:
Используемые источники:
1. Сказание о Борисе и Глебе под редакцией Дмитриева Л. А.// Памятники литературы Древней Руси, начало русской литературы, Москва, 1978.
2. Житие протопопа Аввакума, опыт перевода на современный язык//Ленинград, 1975.
Используемая историография:
1. Романова Е. В. Массовые самосожжения старообрядцев в России в XVII–XIX века//Москва, 2010.
2. Сукина Л.Б. Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть: образ смерти в картине мира русского человека XVII в. // Вестник Российского университета дружбы народов, История России, № 1, 2010.
3. Сазонова Н. И. У истоков раскола русской церкви в XVII веке: исправление богослужебных книг при патриархе Никоне (1654-1666 гг.)//Томск, 2008.
4. Милов Л. В. История России с древнейших времен до конца XVII века//Москва, 2006.
5. Новиков А. Г. Роль церковного раскола XVII века в формировании российской цивилизации// Идеи и идеалы №1(7), т. 2, 2011
6. Реснянский С. И. Русский религиозный раскол//Историческое обозрение №13, 2012. С. 41
7. В. А. Плаксин, Подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба в контекст древнерусских религиозно-нравственных норм / Труды новгородской духовной семинарии, № 18, 2020.
8. Г. П. Федотов, Собрание сочинений в 12 т. Т. 8: Святые Древней Руси / Москва, 2000.
9. Шашков А. Т., Калугин В. В. Большая российская энциклопедия. Т. 1// Москва, 2005.
10. Аввакум Петров. Житие протопопа Аввакума//Ленинград, 1975.
11. Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре в 2-х т. Т. 1. Первый век христианства на Руси//Москва, 1995.
12. Устименско А.Л., Народная религия Руси: «между» язычество и православием//Ценности и смыслы, 2017.
Влияние христианства на духовную культуру, на формирование новых видов духовности и нравственных идеалов, на развитие литературы, искусства, науки, философии, теологии, права и просвещения не вызывает сомнений в целом. Нельзя забывать о важном вкладе христианства в религиозно-богословский аспект и его роли в формировании духовной жизни народов. В целом, принятие христианства стало одним из важнейших этапов истории народов, и его влияние ощущается в различных сферах жизни до сегодняшнего дня. Размышляя о идеале святости, а также высшей духовной ценности, Топоров пишет, что русское самосознание базируется на трех ключевых идеях, которые со временем стали нравственными императивами русской жизни. Первая идея заключается в единстве в пространстве и в сфере власти, что выражено в таких текстах, как "Повесть временных лет" и "Слово о полку Игореве".