«Ночное шествие» и «Мефисто-вальс» №1 Ф.Листа в контексте образов Фауста и Мефистофеля Н.Ленау
В статье авторы пытаются обнаружить связи литературного м музыкального образов на примере воплощения Фауста и Мефистофеля в фортепианном творчестве Ф.Листа на примере «Двух эпизодов из «Фауста» Ленау» - «Ночное шествие» и «Мефисто-вальс»№1.
Ключевые слова: Ференц Лист, Николаус Ленау, поэма, образы, Фауст, Мефистофель, фаустианство, синестезия.
Список литературы.
1. Вашкевич Н. Л. Семантика музыкальной речи/ Уч. пособие. -Тверской областной учебно-методический центр учебных заведений культуры и искусства, 2011.
2. Кенинсберг А. Ф. Лист – М.: Знание, 1961.
3. Таирова Ф. Фауст в музыке (образ Фауста в творчестве композиторов-романтиков). Уч. пособие. - Баку, 2008, 104 стр.
4. Гордеева Н.В. Разработка «Образ Мефистофеля в искусстве»// Prodlenka.org. -URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/114861-obraz-mefistofelja-v-iskusstve (Дата обращения: 24.03.2023)
5. Посохова О.А. Об особенностях синтетизма мышления Ф.Листа. Идеи и идеалы №3, т.2 2013г. – с.146-151// Cyberleninka.ru. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-osobennostyah-sintetizma-myshleniya-f-lista/viewer (Дата обращения: 20.11.2022)
6. Ким Чжун А. Диссертация: «Изучение концепций Франца Листа изменения тональности, как по примеру в избранных «Мефисто» работ», Библиотеки Университета Северного Техаса, Декабрь 1999; Дентон, штат Техас. // Цифровая библиотека UNT. – URL: https://digital.library.unt.edu/ark:/67531/metadc2246/m1/34/ (Дата обращения: 19 апреля 2023 г)
7. Ленау Н. Поэма «Фауст». Издание редакции журнала "Пантеонъ Литературы". 1892г// Lib.ru. – URL: Lib.ru/Классика: Ленау Николаус. Фауст (Дата обращения: 12.12.2022г)
Во втором эпизоде композитор использует трели, как звукоподражание песни соловья. Апофеозом выступает чередующаяся из руки в руку в унисон мелодия, стремительный нисходящий обвал (в оркестровом варианте – скрипичный унисон).
Картина резко меняется. Внимание слушателя переключается с внешнего мира на героя. Наступает третий эпизод. В общий вихрь врывается мотив Фауста (малая секунда) на fortissimo.
На фоне стаккато отдаленно звучат колокола, возвещающее начало самого шествия, в основе которого композитор использует католический хорал «Воспой, язык» («Pange lingua gloriosi»). Текст хорала относится к XIII веку. Авторство хорала приписывается знаменитому церковному деятелю Фоме Аквинскому. По словам Кенигсберга: «Тему, от которой веет чем-то древним, византийским, запевает одинокий голос английского рожка, ему вторят три флейты» [1, с.23].
Хорал написан в тональности Fis-dur. По