Особенности социализации личности поколений «z» и «альфа» в образовательном процессе
Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению вопроса социализации личности в образовательном процессе с учётом особенностей обучающихся поколений школьников в настоящее время. Так как около четверти времени суток дети школьного возраста проводят в школе, то большая ответственность ложится на плечи современного педагога за результат социализации обучающихся. Каким образом можно организовать образовательный процесс, чтобы представители поколений «Z» и «Альфа» стали социально зрелыми выпускниками по окончании школы? Что нужно учитывать педагогу при подготовке воспитательного материала? Ответ на данные вопросы можно найти в данной статье.
Ключевые слова: социализация, личность, процесс обучения, воспитание, образовательный процесс
Библиографический список:
1. Алешечкина Ю.В., Шленсковая О.А., Верпета Н.Г. Школьное воспитание детей через социальные сети // Развитие социально-устойчивой инновационной среды непрерывного педагогического образования. Абакан: Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 2022. С. 4-5.
2. Белозерова Л.А., Поляков С.Д., Жидяева О.О. Социокультурные особенности поколения Z: опыт эмпирического исследования // Поволжский педагогический поиск. 2018. №3 (25). С. 16-23.
3. Воробьева М.В. Особенности и обучение I-поколения (поколения Z) // Педагогическое образование и наука. 2019. №5. С.108-112.
4. Макарова И.А. Воспитание в эпоху цифровизации // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. №1 (154). С. 43-46.
Современные школьники в силу компьютеризации общества большую часть времени суток проводят в виртуальном мире, где получают основной социальный опыт [3, с. 109]. Но социальные сети, игры, общедоступность контента влияют на формирование норм и ценностей школьников чаще всего негативным образом. Это проявляется в агрессии к окружающему миру, недостаточно развитому уровню эмпатии в реальной жизни, о чём свидетельствуют новостные сводки. А это не что иное, как результат социализации в виртуальном мире. И большинство обучающихся испытывают определённые трудности в процессе общения с другими представителями общества, в выражении, сострадании и толерантности [4, с. 44]. Но, благодаря Интернету поколения «Z» и «Альфа» умеют быстро ориентироваться в большом потоке информации, выделять главное, ориентировать потребность усвоения знаний посредством рассуждений «Где я смогу воспользоваться п